МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

На "Золотой маске" показали спектакль по "Зулейхе" Гузели Яхиной

Роман на сцене наполнился сказочным смыслом

Пока режиссер Егор Анашкин заканчивает работу над экранизацией популярного романа «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной с Чулпан Хаматовой в главной роли, Башкирский драматический театр им. М.Гафури привез из Уфы в Москву на «Золотую маску» свою сценическую версию книги.

Сцена из спектакля «Зулейха открывает глаза». фото: Роман Шумнов

Инсценировку для уфимского театра сделала Ярослава Пулинович, и спектакль там идет на башкирском языке с синхронным переводом на русский.

Главная героиня, как известно, — татарка. Семью ее раскулачили в 1930-е годы, а саму отправили в Сибирь. Вместе с ней, как во времена великого переселения народов, там оказались люди всех сословий и вероисповеданий, недобитая интеллигенция и простой народ. С одной стороны, Зулейха стала олицетворением татарской женщины, а роман — национальным татарским достоянием, а с другой — споры по поводу национальной идентификации героини до сих пор не остыли. Но вот теперь Зулейха заговорила по-башкирски. Создавая ее образ, Гузель Яхина опиралась на семейные предания, биографию своей бабушки, родителей которой раскулачили.

Не так давно театр из Уфы, отмечающий в этом году столетие, привозил на «Золотую маску» спектакль «Черноликие» в постановке того же Айрата Абушахманова по автобиографической повести башкирского классика Мажита Гафури. В нем тоже смотрели в прошлое, еще более глубокое, в 1890-e, отправляя зрителя в патриархальную деревню, где разыгрывалась трагедия башкирских Ромео и Джульетты. Герои, как и Зулейха, мечтали о скромном счастье и были преданы анафеме религиозными фанатиками.

Любопытно, что в «Черноликих» лица влюбленных вымазали сажей, чтобы с позором провести по деревне. Зулейха в исполнении Риммы Кагармановой почти весь спектакль ходит залитая глиной, так что разглядеть ее красоту невозможно. Разве что мятущаяся фигура подобна птице и напоминает Катерину из «Грозы», страдающую от гневливой свекрови. А та выглядит как Кабаниха — властная, тяжелая, не терпящая возражений. И другие персонажи в глине — не понять их, однородная масса. Выделяется в ней красноармеец Иван в исполнении Азата Валитова. Он словно вышел из прозы Платонова. Упертый и романтичный заложник идеи, не знающий, что такое тепло и уют, лишенный простых человеческих радостей. Он даже смешон в своей зомбированности, но и трогателен в неожиданно спустившейся на него любви к Зулейхе. Вот уж кто сказочный герой.

Фото: Роман Шумнов

Айрат Абушахманов когда-то учился в ГИТИСе на курсе Павла Хомского и Вячеслава Долгачева. Он уже выдвигался на соискание «Золотой маски» в номинации «Лучшая работа режиссера», как теперь, а его спектакль вновь претендует на звание «Лучший спектакль большой формы». Опять в номинациях, как и в случае «Черноликих», — сценография и костюмы Альберта Нестерова. Но теперь они кажутся громоздкими, слишком давят и погружают во мрак. Спускающиеся с колосников то ли ремни, то ли стволы деревьев ассоциируются с темным царством, дремучим лесом. Но костюмы придают ему сказочное настроение. Они какие-то нездешние — мерцают, искрятся, выбиваются из бытовой однородности.

Да и герои трансформируются, они как оборотни. Чекист принимает облик товарища Сталина. Он появляется в партере и фактически спасает художника, которого того гляди заметут по статье за картинки. Одна из них разверстана на «небесах», как под куполом храма, так что зрители задирают головы, чтобы ее рассмотреть. А там острая красная звезда соседствует с парящими фигурами то ли ангелов, то ли Зулейхи. Сталину картина нравится. Вождь способен оценить художественное видение мира, а сполохи красных одежд хоть на миг озаряют бесприютность целой страны.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах