МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Московский Комсомолец

Скоропостижно умер Андрей Будаев

Художник ушёл внезапно

Что движет художником? Чего хочет художник? На эти два вопроса ответ вроде бы один. Художником движет желание отразить мир, или — он желает отразить мир. Оба варианта подразумевают изготовление зеркала (в чём же ещё мир может отразиться?).

Картина Андрея Будаева «Возвращение» висит в редакции «МК».

Как же выглядит наш мир в зеркале Будаева? Если определить одним словом — это давка.

Давки, однако, разные бывают. Давка верующих на площади св. Петра, в Мекке, в Иерусалиме у Стены Плача или у Гроба Господня — это люди, которых толкает туда невероятно сильная духовная жажда.

Давка на митинге — это люди, которых толкает туда жажда справедливости, желание выразить свой протест.

Давка на рынке, на дешёвой распродаже, — это люди, которых не объединяет ничего: ни вера, ни идея. Они давятся от жадности. Каждый за себя и только ради денег.

…Все мы учили в школе знаменитые стихи Лермонтова на смерть Пушкина:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..

И никогда никто не задумался, что в этой (всегда современной) поэтической публицистике содержится неприятная закономерность. В соответствии с неким законом природы все, кто жадною толпой давятся у трона, — превращаются в палачей. Палачей свободы, гения и так далее. Сами они могут это не осознавать, не замечать, поскольку некоторым из них удаётся избежать прямого и буквального участия в казнях. Но хотя голов они не рубят, петли на горле не затягивают, однако стремительное вымирание населения в богатой стране (без эпидемий, без войны), похоже, каким-то образом связано с этой ликующей толпой явных и тайных миллиардеров.

Их ликование понятно. Пред ними суд молчит, а для правды оставлены небольшие резервации. Если поставить их яхты в кильватерном строю, можно обойти вокруг света, прыгая с очередного носа на очередную корму.

Но кем они останутся в истории? От ликующих придворных, толпящихся у трона Николая I, не осталось почти ничего, кроме клейма, которое поставил на них Лермонтов. Что останется от наших? Они сохранятся в картинах Будаева, как насекомые в смоле. В тот момент, когда они туда попадали, она была очень мягкая, и мухи даже представить не могли, что «это» окаменеет и сохранит не только их физиономии, но и позы.

Поза очень много говорит о человеке. Даже не видя лица, мы безошибочно опознаём героя, труса, лакея, поэта… Будаев выявлял характер своих персонажей очень просто: находил лицо (перебрав сотни фотографий в поисках мимики, соответствующей замыслу) и соединял с фигурой пусть чужой, но с ярко выраженной сутью. И мы видим: персона в зеркале картины похожа на себя даже больше, чем на экране телевизора. Может ли быть? Да, ибо художник выявляет суть.

Задача эта: держать зеркало перед публикой, миром, цивилизацией — классическая.

«Цель театра во все времена была и будет: держать, так сказать, зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное — низости, и каждому веку истории — его неприкрашенный облик». Гамлет. Точнее: Шекспир устами Гамлета.

Художник Андрей Будаев бесстрашно держал зеркало перед нашей страной. Кровоизлияние в мозг внезапно завесило зеркало трауром.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах