Саму галерею тоже ждет проверка — и весьма неприятная, из Минкульта. Ведомство припомнит музею старые грехи времен покушения на картину «Иван Грозный и сын его Иван», которые до сих по почему-то не исправлены.
Собеседник «МК» раскрыл причины, по которым Третьяковкая галерея решила спрятать полотно Куинджи от глаз любителей искусства.
Напомним, несколькими часам ранее гендиректор галереи Зельфира Трегулова на брифинге заявила, что картина в стенах Третьяковки больше выставляться не будет. Соответствующая договоренность была достигнута с руководством Русского музея.
«К концу дня, надеемся, картина вернется в депозитарий Третьяковской галереи», - сказала Трегулова.
По словам источника в правоохранительных органах, в ближайшее время картина должна быть признана вещественным доказательство по делу. После этого ее ждет детальная экспертиза. Причин ее проведения несколько. Во-первых, необходимо определить, имеет ли «Ай-Петри.Крым» особую ценность. Если да, тогда у стражей порядка будут все основания обвинить Дениса Чуприкова, укравшего холст на глаза у изумленной публики, именно по 164 статье УК («хищение предметов, имеющих особую ценность»). Если нет — действия Чуприкова придется переквалифицировать. Так что без тщательной экспертизы предусмотренная законом процедура уголовного преследования будет попросту нарушена, что недопустимо.
Во-вторых, есть риск, хоть небольшой, что похищенная картина может быть «копией самой себя». Архип Куинджи любил копировать собственные работы, и искусствоведы не могут сбрасывать это обстоятельство со счетов.
Наконец, придется экспертам проверить и совсем уж конспирологическую версию, которая, тем не менее, набирает обороты в сети — о том, что Денис Чуприков мог оказаться не простым вором, а настоящим великим комбинатором – подменить оригинал на подделку и подсунуть ее полицейским.
- Для проведения экспертизы будут найдены специалисты по творчеству Архипа Куинджи из Русского музея или центра Грабаря, - пояснил источник, - Искусствоведы Третьяковской галереи не могут быть привлечены к экспертизе, так как галерея является потерпевшей стороной. Эксперты должны быть на сто процентов независимы.
Кроме того, в ближайшее время в саму галерею может нагрянуть проверка. У музея уже давно проблемы с безопасностью. Как пояснил источник, в залах вместо предусмотренных по нормативам одного смотрителя на два зала работают по одному человеку на пять залов. Кроме того, сотрудники зачастую не носят с собой тревожную кнопку:
- Это брелок с кнопкой, который нужно носить на груди. Бабушки просто оставляют их в сумках.
Проблемы были выявлены ревизорами Минкультуры после инцидента с покушением на картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». В прошлом году безработный Игорь Подпорин ударил полотно стойкой ограждения и пробил несколько дыр в холсте. После этого руководство музея заявило о том, что системы охраны в экспозиционных залах будут обновлены, а меры безопасности усилены. Однако, как посетовал собеседник «МК», большая часть выданных галереи предписаний так и не была выполнена.
Читайте материал: "Слишком много совпадений: картину Куинджи украли, как в кино"