Время летит, и память у кинематографистов, как оказалось, короткая. Про последовательность и верность творческим и человеческим принципам вообще молчим. На смену бойкоту премии Михалкова, беспардонно появившейся когда-то в пику «Нике», пришли сначала безразличие профессионального сообщества, а потом и радость за награды и дополнительную возможность «прогулять» украшения и наряды на праздничной церемонии. В такие минуты вспоминается приезд из Петербурга в Москву на церемонию «Ники» старшего Алексея Германа, съезд цвета российского кино, великих «стариков» во главе с Эльдаром Рязановым, готовых до последнего отстаивать свои идеалы и бороться с реваншистскими планами Михалкова.
«Золотые орлы» вручены. Ликует кинематографическая общественность, радуется тому, что «Лучшим фильмом» стала «Война Анны» Алексея Федорченко, что лучшим режиссером киноакадемики наконец-то признали того же Федорченко. Разве что соратники по альтернативному михалковскому Союзу кинематографистов «КиноСоюзу» удивлены: вроде как предано дело партии, спрашивается, за что боролись. Даже вчерашние демократы, хвалят киноакадемиков «Золотого орла»: ай да молодцы, что не дали «Движению вверх», произведенному под крылом Михалкова, не дали второму спортивному хиту «Лед» (хотя и его не забыли), а наградили независимую и малобюджетную «Войну Анны». Плакала от горя только 9-летняя Марта Козлова. Недавно награжденная кинокритиками «Белым слоном» за роль в «Войне Анны», юная актриса расстроилась, что золотая птица ей не досталась. Она улетела к Аглае Тарасовой, которая отмечена за скромную работу в фильме «Лед». В общем, фронде положен конец. Никакой войны больше не будет. «Война Анна» примирила всех. Марта плакала, а Алексей Федорченко ее утешал: «У тебя все впереди. Ты еще много «зверей» наберешь». Тему «зоопарка» недавний лауреат премии критиков «Белый слон» развил, принимая «Золотого орла» за режиссуру: «Не верю, что слон мог повстречаться с орлом, но, видимо, и такое бывает».
Самый лучший фильм академики выбирали из своей пятерки лучших, где помимо фильма Федорченко были представлены: «Движение вверх» Антона Мегердичева (в 10 номинациях, в шести из которых и одержана победа), «История одного назначения» Авдотьи Смирновой, «Лед» Олега Трофима (10 номинаций!), «Спитак» Александра Котта (отмечен за работу художника по гриму и пластическим спецэффектам). Но студия Михалкова не в обиде. «Движение вверх» получило шесть наград – за работу оператора (Игорь Гринякин), звукорежиссера, монтаж, визуальные эффекты, а также лучшую мужскую роль (Владимир Машков) и роль второго плана (Кирилл Зайцев). «История одного назначения» отмечена за лучший сценарий в лице сценаристов Авдотьи Смирновой, Анны Пармас и Павла Басинского.
В номинации «Лучший неигровой фильм» лидировали «Медведи Камчатки. Начало жизни» Ирины Журавлевой и Владислава Гришина, активно путешествующую по миру, но которая, скорее, оказалась заявкой на неординарное событие, забуксовавшей на уникальном материале, выстроенном драматургически пресно. В очередной раз повторимся: неигровая и анимационные номинации «Золотого орла» абсолютно оторваны от актуального кинопроцесса. Хорошо хоть, вручая награду, документалист Сергей Мирошниченко напомнил: многие наши документальные студии закрываются, а суммарный бюджет неигрового кино, производимого в стране, меньше, чем у одной игровой картины. «Лучший анимационный фильм» - многострадальная «Гофманиада» Станислава Соколова, над которой он работал годы, успев расстаться с Михаилом Шемякиным, которого на каком-то этапе совместной работы стал раздражать результат.
Помимо Владимира Машкова, в момент торжественной церемонии занятого в спектакле «Табакерки», актерской награды удостоен и Александр Петров. На «Золотом орле» он отметил свое 30-летие. А состязался он не только с Машковым, но и с самим собой, поскольку номинировался сразу с двумя работами «Гоголь. Вий» и «Лед». Но победил самый востребованный актер России и юбиляр в телевизионной категории, благодаря сериалу «Sparta» Егора Баранова. А с Аглаей Тарасова за звание лучшей актрисы в полнометражном кино боролись маленькая девочка Марта Козлова и Алена Чехова с картиной «Прощаться не будем». Почему? Вопрос к тем, кто занимался формированием номинаций. Светлана Ходченкова поймала «Золотого орла» как исполнительница лучшей женской роли второго плана в «Довлатове» Алексея Германа-младшего. Анна Михалкова чуть ли не до слез довела своего отца, получая награду в категории «Лучшая женская роль на телевидении» за «Обычную женщину» Бориса Хлебникова. Никита Михалков, едва ли не единственный в их большой семье, посмотрел фильм целиком. В общем, никакого блата, по словам Анны, не было: в кино она пришла сама по себе.
«Лучшим телефильмом или мини-сериалом (до 10 серий)» стала «Sparta» Егора Баранова. «Лучшим телесериалом» (свыше 10 серий) назвали «Хождение по мукам» Константина Худякова. Почетным «Золотым орлом» за вклад в отечественный кинематограф награжден Василий Лановой, недавно отметивший 85-летие и снимающийся в кино уже 65 лет.