МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Белого слона» за лучший фильм «Война Анны» получил Алексей Федорченко

Киноведы и кинокритики вручили свою премию в 21-й раз

Национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» вручили в сюрреалистическом пространстве Дома кино, доведенного до ужасающего состояния его руководством. Одного из лауреатов, Жору Крыжовникова, фотографировали у стремянки. Никому в голову не пришло, что неплохо бы ее куда-то убрать.

Фото: Светлана Хохрякова

Получая награду «Голос» от молодых критиков, чей возраст не превышает отметки 33, за сериал «Звоните ДиКаприо!», Крыжовников заметил: «Успех у критиков — опасный сигнал и приговор». Утешает его одно — выбран фильм молодыми, а они могли ошибиться. «Значит, шанс у меня еще есть», — успокоил себя автор хита «Горько!».

Началась церемония с вручения самой почетной награды — премии имени многолетнего президента Гильдии киноведов и кинокритиков Мирона Черненко. Присуждена она отсутствующему по известным обстоятельствам Кириллу Серебренникову.

«Лучшим фильмом» критики назвали «Войну Анны» Алексея Федорченко. Она обошла «Лето» Кирилла Серебренникова и «Сердце мира» Натальи Мещаниновой. «Война Анны» принесла также награды оператору Алишеру Хамидходжаеву, победившему с гигантским отрывом в своей номинации, и юной москвичке Марте Козловой, сыгравшей девочку, изолированную в немецкой комендатуре в годы Второй мировой войны. Она признана лучшей актрисой. Марте Козловой 9 лет, а когда она снималась, было на три года меньше. На сцену ее вынес на руках кинокритик Леонид Павлючик. Марта хоть и дитя, но вполне взрослая и рассудительная, держится с достоинством. «Спасибо огромное. Я очень ждала этого «Слона», — сказала она, принимая ушастую статуэтку, придуманную режиссером анимационного кино Иваном Максимовым. Марта весь вечер до прихода сильно опоздавших продюсеров одна отвечала за «Войну Анны» и стала звездой церемонии. Алексей Федорченко и его группа живут в Екатеринбурге. Они решили никуда не ехать и возложили представительские функции на свою главную актрису. Мама девочки — а она профессиональный фотограф — только и говорила в камеры и на диктофоны, что разрешает использовать изображение дочери в СМИ. Теперь такой порядок.

Елена Коренева (справа). Фото: Геннадий Авраменко

Кирилл Серебренников отмечен и за «Лучшую режиссерскую работу». «Лето» выглядело сиротливо. Никто за него призов не получал. Продюсер где-то в Австралии, актриса — на Бали. Рома Зверь, номинированный на «Лучшую мужскую роль», тоже не пришел. Пришлось складывать призы на рояль. В какой-то момент зал по призыву со сцены встал в знак поддержки находящегося под домашним арестом коллеги, а из партера раздался голос пожилой дамы: «Почему встали? Разве кто-то умер?»

«Лето» принесло награду и за «Лучшую работу художника» Андрею Понкратову. Буквально один голос отделял от победы Елену Окопную с картиной «Довлатов», за которую она отмечена на Берлинском кинофестивале. Вручал «Слона» в этой номинации художник и режиссер Борис Бланк. Вот уж кто дал всем прикурить, обратившись к набившей оскомину проблеме гендерного равенства. Бланк привел статистику: 85 процентов на курсе художественного факультета ВГИКа составляют девицы. «Катастрофа! — так он оценил ситуацию. — Это же мужская профессия. Приход девиц означает, что будут работать в кино не художники-постановщики, а художники-дизайнеры. Но время сильнее нас. К счастью, сегодня нет среди номинантов ни одной представительницы этого клана». Из зала закричали: «А Елена Окопная?!» Но Бланк был невозмутим: «Искусство все равно скоро уступит место дизайну. Смиримся! Я смирился! Но я так увлечен своими мыслями, что забыл, кто получает награду. Да и какая мне разница!». Вот такие они — наши дорогие друзья-кинематографисты. Александра Понкратова, уже имеющего за «Лето» приз Европейской киноакадемии, тоже не оказалось в зале. Он в Нью-Йорке. Его «Белого слона» тоже отправили на рояль. А тему, поднятую Борисом Бланком, продолжил оператор Игорь Клебанов: на операторском факультете того же ВГИКа на долю девушек приходится 50 процентов.

Сразу две картины набрали по равному числу голосов в категории «Лучшая музыка к фильму» и получили по «Белому слону»: «Ван Гоги» Сергея Ливнева, музыку к которой написали Леонид Десятников и Алексей Сергунин, и «Лето», над которой работали Рома Билык (Рома Зверь) и Герман Осипов. По-актерски у Ромы Зверя яркая, харизматичная работа, но и конкуренты сильные: Евгений Цыганов в «Человеке, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, а также Степан Девонин в «Сердце мира». Победил Цыганов. Принимали награду две Наташи — Меркулова и Кудряшова, сыгравшая главную роль (она тоже номинировалась на «Слона», а в сентябре отмечена в Венеции за этот фильм). Они вспоминали, как вместе провели два месяца в лесах и холоде, а после церемонии рванули в театр к Цыганову передать «Слона». Записали там видео, где лауреат благодарит маму, папу, Алексея Чупова и двух Наташ: «Теперь я настоящий актер!».

Марта Козлова стала главной звездой церемонии. Фото: Геннадий Авраменко

За роли второго плана отмечены Дмитрий Поднозов в «Сердце мира» (он не смог приехать из Петербурга, и это его первая кинонаграда) и Елена Коренева в «Ван Гогах». Она вспоминала, что происходило по вечерам после съемок: «С Даниэлем Ольбрыхским мы стояли на балконах, каждый на своем, пили вино, курили, пели Высоцкого и Окуджаву».

Лучшим дебютным фильмом стал «Хрусталь» живущей в США Дарьи Жук, снятый в Беларуси с участием российских кинематографистов. Сильную картину «Сулейман Гора» другой дебютантки, Елизаветы Стишовой, мало кто у нас видел, хотя специально для прессы и членов Гильдии был устроен показ. И она просто не рассматривалась. Каждый год повторяется одна и та же история. Премьера состоится где-нибудь далеко, а большинство наших критиков фильма не видели. Так что нет возможности проводить полноценное голосование. Теперь этот список пополнила «Айка» Сергея Дворцевого, отмеченная в Каннах, путешествующая по миру и неизвестная у нас. Одна из лучших картин прошедшего года «Профайл» Тимура Бекмамбетова, попавшая в первый тур голосования, дальше него не прошла все по той же причине неведения большинства экспертов.

Предполагалось частью критического сообщества и вручение в ходе церемонии антиприза худшей картине года. Провели голосование, в котором лидировал «Крымский мост» Тиграна Кеосаяна. Но духу не хватило довести затею до исполнения. Не все почин поддержали и решили не омрачать праздник.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах