Сценарий написан самим Панфиловым. Он уже экранизировал масштабный роман Солженицына «В круге первом», удостоенный премии «Ника», главного приза на международном фестивале в Биаррице. И вот теперь мэтр российского кино обратился к камерному произведению писателя, 100-летие со дня рождения которого только что отмечалось. Разделяет эти две киноработы десять лет.
История солдата Ивана Шухова основательно дописана сценаристом. В ней появится больше подробностей, связанных с тем, как воевал главный герой, как оказался в плену и бежал, как попал в лагерь.
«Один день Ивана Денисовича» - мировой бестселлер начала 1960-х. То, что мы делаем - это не экранизация рассказа, это фильм по мотивам рассказа об Иване Денисовиче. История в нашем варианте не противоречит тому, что написано у Александра Солженицына, а органично связывается с тем, что написал автор, - разъясняет Глеб Панфилов. - Более того, там есть моменты, которые, мне кажется, автор специально написал для меня, чтобы у меня все связалось и все получилось.
Откуда автор знал, что спустя 50 лет после публикации рассказа некто Глеб Панфилов решит поставить его в кино?.. Мне важно сделать живую картину о человеке в экстремальных обстоятельствах - война, плен, лагерь. О человеке, который выживает, преодолевая сложности, превратности жизни, оставаясь человеком. Оставаясь достойным человеком».
К съемкам группа приступила зимой прошлого года, когда было очень холодно. В феврале 2018-го стояли тридцатиградусные морозы. И надо было снимать сложнейшие эпизоды боевых действий. Отправились в подмосковное Ступино, где в годы Великой Отечественной войны шла битва за Москву. Таким образом, кинематографисты оказались примерно в тех же климатических условиях, в каких сражались советская армия в ноябре 1941-го. Сильные морозы потребовали особого мастерства от оператора Михаила Хасая, известного по фильмам «Притяжение», «Проигранное место», «Блокбастер», «Холодный фронт» и олимпийским «Кольцам мира».
Мерзли люди, выходила из строя техника. А задействованы были танки, бронетранспортеры,автомобили, соответствующие военной поре. Приходилось их отогревать по ночам, используя тепловые пушки. Если и это не спасало, доставляли на площадку дублирующую технику.
Дополнительные трудности создавали снежные заносы. Машины приходилось вызволять из толщи снега, буквально откапывать. Даже доставка до съемочной площадки группы и актеров становилась большой проблемой. В ход шел экскаватор. С его помощью и разгребали снежные завалы.
Не все зимние сцены тогда удалось снять. Так что с начала нынешнего года работа продолжается. Помимо Филиппа Янковского, в картине снимаются Артур Бесчастный, Александр Караваев, Степан Абрамов, Игорь Савочкин, Сергей Карякин, Денис Карасев.