Потеря года — среди множества прочих отдельно стоит уход Олега Табакова. Чем дальше бежит время, тем отчетливее все осознают, как велика эта потеря и как велик был этот истинный подвижник и романтик советского и российского театра. Он поражал не только масштабом своей деятельности — дерзкий реформатор, строитель театров, школ, памятников, — но и своей личностью. При всем своем статусе государственного лица Табаков был самый НЕ пафосный, самый демократичный и доступный из значимых фигур отечественной культуры.
Назначение года происходит после смерти Олега Табакова: в МХТ имени Чехова, известный как «мужской», Минкульт неожиданно назначает Сергея Женовача, основателя и руководителя Студии театрального искусства. Художник с большой буквы, он выбирает не революционный путь перемен, но намерен переформатировать МХТ. Тезис «вернуть Художественному художественность» становится для него программным. Вопрос, какими средствами это будет осуществляться и как скоро ждать результатов, пока остается открытым. Слишком велика эта машина — МХТ имени Чехова, чтобы изменить вектор ее эстетического поиска. В данном случае уместно привести цитату: «Безумству храбрых поем мы песню». К тому же в момент представления Женовача труппе никто и не догадывался, что еще более неожиданное назначение Минкульт произведет во МХАТе «женском».
Любовник года — американский продюсер Харви Вайнштейн: после волны обвинений со стороны актрис в сексуальных домогательствах с его стороны перестроилась вся кинематографическая жизнь. Так, на вручение премии «Золотой глобус» голливудские актрисы пришли в черном, чтобы выразить солидарность с теми, кто ежедневно подвергается домогательствам со стороны мужчин. Более 80 кинематографисток под предводительством Кейт Бланшетт вышли на марш протеста на Каннском кинофестивале под флагами борьбы за женскую независимость и против засилья мужчин в кино. На всех фестивалях и даже на заседании Европейской киноакадемии теперь в обязательном порядке обсуждают гендерные проблемы и роль женщин в кино, предлагая приравнять их во всем к мужчинам. Нравится или нет, но то, что они снимают, теперь надо брать в программы самых престижных фестивалей. Иначе пришьют какой-нибудь «харрасмент».
Зеркало года предъявил публике Владимир Машков, назначенный на должность художественного руководителя «Табакерки». В начале апреля он выдвигает неожиданную и радикальную программу развития театра-студии, отчего многие с сомнением смотрят на нового начальника: а в себе ли он? Однако спустя восемь месяцев Машков уже не на словах, а на деле демонстрирует состоятельность своих намерений. Новое здание на Сухаревской переделано капитально: зеркальное фойе (2500 кв.м одних хрупких отражающих поверхностей) с различными спецэффектами, обновленный зал и научный подход к системе Станиславского, ярым приверженцем которой и является любимый ученик Табакова.
Крик года раздался на премьере оперы «Иоланта» в Михайловском театре. Под сводами ведущего музыкального театра страны прозвучало: «Позор!!!», чего давно не случалось на спектаклях. И вот благодаря постановке, которую осуществил enfant terrible европейского театра Андрий Жолдак, мы наконец услышали вопли возмущенной общественности. Крики были довольно громкими, но единичными. И все же приятно сознавать, что опера способна сегодня возбуждать такие недюжинные страсти. При этом спектакль оказался интересным, неоднозначным, талантливым и событийным.
Уловку года устроил Бэнкси, за которым годами гоняются полиция и пресса. Художник запустил шредер, встроенный в раму картины «Девочка с воздушным шаром», в тот самый момент, когда ее продали с торгов Sotheby’s за миллион фунтов стерлингов. Разрезанную на полосочки «Девочку…» аукционный дом объявил новым, не менее ценным произведением и нарек «Любовью в мусорном баке». Протест художника против капитализации искусства сыграл только на руку коммерсантам: стоимость Бэнкси теперь вырастет в разы. Может, так и было задумано? Бэнкси вообще играет не по правилам — в этом и феномен самого знаменитого художника современности.
Шок года — назначение на пост худрука МХАТа имени Горького Эдуарда Боякова потрясло буквально всех по нескольким причинам. Во-первых, в МХАТ («женский») Минкульт посадил не художника, режиссера с именем или на худой конец народного артиста, а менеджера современного искусства, и весьма креативного. Во-вторых, смена политических взглядов назначенца тоже смущает: был либералом — резко стал патриотом с православным уклоном. К тому же в помощники по литературной части во МХАТ им призван писатель Захар Прилепин, чья активность в политической жизни убеждает нас в мысли, что назначение Боякова в Художественный театр — политическое решение.
Процесс года измотал всех неопределенностью финала и сроков. Судьба фигурантов по делу «Седьмой студии», самое громкое имя среди которых — режиссер Кирилл Серебренников, до сих пор не решена. Судебные слушания проходят и откладываются, новых доказательств вины не предъявляются, а некоторые факты и вовсе не подтверждаются. И чем больше затягивается дело, тем больше крепнет у всех уверенность в том, что дело «Седьмой студии», получившее мировой резонанс, хотя по экономическим пунктам имеет основания, тем не менее является заказным. Разумеется, против Серебренникова. Остается только узнать: кто заказчик и по какому такому мотиву «заказали» режиссера теперь уже с мировым именем?
Заказ года поступил от Большого театра молодому композитору Илье Демуцкому: ему заказали оперу. Это произошло впервые за много лет: последний раз ГАБТ заказывал оперу «Дети Розенталя» Леониду Десятникову почти 15 лет назад. Но поскольку в ГАБТе уже идут два балета на музыку Демуцкого («Герой нашего времени» и «Нуреев»), тот факт, что композитор получает уже третий заказ — на этот раз на оперу «Блистающий мир» по повести Александра Грина, — свидетельствует о беспрецедентном признании творчества молодого музыканта. И по аналогии с находящимся в двух шагах от ГАБТа Малым театром, которого именуют «Домом Островского», кой у кого возникает соблазн назвать Большой театр «Домом Демуцкого».
Золотой парашют года приготовила культурная барышня — и.о. директора РОСИЗО Вера Лагутенкова — для себя любимой: премию в размере 3,7 млн рублей. Вместо того чтобы разработать концепцию развития музейного центра, она выписала нескольким руководителям РОСИЗО, не забыв и себя, премии на сумму около 15 млн. Однако никакого расследования после «премиального» скандала (кроме внутреннего, министерского) не случилось. Более того, все «парашютисты» неплохо трудоустроены — в частности, в Департамент культуры нашей столицы. Интересно, как у них там с «парашютами»?..
Инсталляция года Ильи и Эмилии Кабаковых под названием «В будущее возьмем не всех» разместилась в Новой Третьяковке в залах 60–62, где традиционно выставляют «нетленку». Кабаков, который в советское время работал «в стол», ныне один из главных художников современности. А жанр тотальной инсталляции, придуманный им, — один из самых популярных. Кого-кого, а Кабакова точно возьмут в будущее. Даже если потомки не поймут контекста его работ, обращенных к советскому времени, сам жанр тотальной инсталляции останется надолго. Художник не просто выходит за границы полотна — он превращает целое пространство в произведение. Можно только аплодировать: браво!
Вода года в невероятных количествах: российский документалист Виктор Косаковский с полнометражным фильмом «Акварела», который он снимал в разных точках мира, включая озеро Байкал. В «Аквареле» — не привычные 24 кадра в секунду, а все 96! Главной героиней стала вода во всех ее ипостасях. Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале. А в России пока невозможно показать эту картину, поскольку нет необходимых проекторов.
Уважение года отдано гению балета Мариусу Петипа, 200-летие которого широко и достойно отметили в нашей стране. В честь маэстро, прижившегося в России и реализовавшего в ней свой талант, прошли гала-концерты, научные конференции, выставки. И заслуженно: французский хореограф практически и создал весь востребованный сегодня в мире классический репертуар.
Прецедент года — впервые в истории новой России уголовная практика применяется к директорам театров. На скамье подсудимых оказывается бывший директор Центра драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина Дмитрий Палагута, до этого позиционировавшийся как опытный менеджер. Реальный срок — 5 лет. Ловкач Палагута оформлял на работу в ЦДР «мертвых душ», зарплату которых добросовестно присваивал себе, оставляя «душам» по 1000 рэ. Под судом оказывается и директор другого маленького театра — «На Перовской» — Марат Панченко. Тот также обвинен в мошенничестве: на крупные суммы заказывал декорации у фирм-однодневок, а за копейки производил их в мастерских театра. Маржа шла в его карман.
Реставрация года, и весьма неожиданная, наблюдалась на фестивале для детей и подростков «Гаврош», где немецкая танцевальная компания Der Klehge представила «отреставрированный», а точнее, воссозданный заново знаменитый «Механический балет» 1923 года рождения, навеянный идеями немецкого авангардистского художественного объединения того времени «Баухаус». На сцене под смех детей разгуливали причудливые разноцветные конструкции в стиле супрематизма из плоских геометрических фигур.
Запрет года пришелся на политическую сатиру «Смерть Сталина» британского режиссера Армандо Ианнуччи. Фильм запретили выпускать в российский прокат, отозвав ранее выданное прокатное удостоверение. Никто фильма в России еще не видел, но уже оскорблен и поддерживает инициативу чиновников. На имя министра культуры РФ направляется письмо с требованием запретить, где в числе подписантов фигурируют люди, чьи фильмы в то же самое время должны выйти в прокат. По мнению аналитиков, в этой истории есть коррупционная составляющая. Между тем Европейская киноакадемия только что наградила «Смерть Сталина» как лучшую комедию уходящего года…
Результат года наконец принесла «паспортная система» продажи билетов, запущенная дирекцией Большого театра в борьбе со спекуляцией. Теперь гарантированную пару билетов при предъявлении главного документа граждане могут приобрести в кассе на любой спектакль, и особенно на такой балетный «дефицит», как «Щелкунчик» или «Нуреев». Но при одном условии: только за три месяца до спектакля. А если, как говорится, кому срочно приспичит сходить на балет, и ему вынь да положь билет на «Лебединое озеро» или того же «Щелкунчика», есть риск стать добровольными жертвами сайтов-клонов или спекулянтов, которые, похоже, никогда не переведутся — как снаружи главного театра страны, так, увы, и внутри него.
Стриптиз года наблюдался в балете «Минус-16», поставленном в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко видным хореографом из Израиля Охадом Нахарином. В свое время эта постановка вызвала нешуточные волнения в израильском кнессете, где депутаты-хасиды требовали запретить ее, заподозрив постановщиков в осквернении святынь. Еще бы: в начальном эпизоде под песню пасхального седера с припевом «Один Бог на земле и на небе» происходит сеанс массового стриптиза! Но в России этому откровенному балету, похоже, повезло больше: его уже номинировали на «Золотую маску» как лучший спектакль в области современного танца. Такое в истории этой театральной премии происходит впервые.
Гастарбайтер года — это звание заработал российский документалист Сергей Дворцевой, чья вторая игровая картина «Айка» вошла в шорт-лист премии «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке». Но, увы, не от России, а от Казахстана, принимавшего участие в производстве. Невероятно, но факт: уже вовсю шел Каннский кинофестиваль, а «Айку» продолжали снимать и монтировать. Отборщикам самого престижного киносмотра достаточно было увидеть 40 минут рабочего материала, чтобы ждать. Фильм рассказывает о жизни гастарбайтеров в Москве, а его главная героиня приехала из Киргизии. Да и сам режиссер, давно работающий в России, родом из Казахстана.
Будущее года принадлежит российскому театру. Именно он, пока еще имеющий вес на мировой сцене, с напутствия президента страны взял старт в первом русском театре — имени Федора Волкова в Ярославле. Весь будущий год наша театральная страна, во многих областях, включая криминальные, тяготеющая к артистизму, обещает прожить под флагом Мельпомены.