МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Реставраторы раскрыли план восстановления "Ивана Грозного", поврежденного вандалом

У многострадальной картины Репина состояние "сложное, но стабильное"

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», почти что убитая в мае 2018‑го вандалом из числа посетителей Третьяковки, будет проходить «лечение» в специальной мастерской. Восстанавливать картину в депозитарии, где реставрируют другие работы, невозможно из-за проблем сохранности полотна и его крупного размера.

Реставраторы за работой. Фото: Мария Москвичева

Место для «лазарета» уже выбрано — между депозитарием и залами в Лаврушинском переулке. Теперь предстоит оснастить его специальным оборудованием и системой регуляции температурно-влажностного режима. Оборудование закуплено и будет установлено в начале следующего года. Кроме того, предстоит сделать специальный стол-трансформер, который позволит с наименьшими колебаниями переводить полотно из вертикального в горизонтальное положение и наоборот. Реставрационные работы начнутся не раньше мая 2019 года. До этого момента картина Репина будет находиться в депозитарии. «Ее состояние сложное, но стабильное. Она находится под специальным стеклянным колпаком», — сообщила главный хранитель Третьяковки Татьяна Городкова.

«Лечением» картины займется группа специалистов во главе с Андреем Голубейко — реставратором высшей категории, заведующим отделом реставрации масляной живописи XVIII — начала XX века Третьяковской галереи. Работу неизбежно придется дублировать на новый холст, как это уже было сделано после первого нападения на картину в 1913 году. Тогда 29‑летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов нанес три удара ножом по полотну, после чего картину пришлось практически воссоздать заново. Дубляж проводил ученик Репина, художник-реставратор Дмитрий Богословский. Сам же Илья Ефимович приехал из своего имения под Петербургом в Москву и переписал головы царя и сына. После отъезда живописца, в тот же вечер Игорь Грабарь увидел, насколько отличается новая версия картины от первоначальной, и стер свежие краски. Он восстановил лица героев по детальным фотографиям, имевшимся в его распоряжении. Это был очень смелый шаг, особенно если учесть, что Грабарь только вступил в должность руководителя галереи. Балашова тогда признали невменяемым. В последующие сто лет работа подвергалась профилактической реставрации несколько раз — в 1927, 1959 и 2017 годах.

Фото: пресс-служба музея

Специалисты выяснили, что в 1913 году картина была дублирована на глютиновый клей, а грунт содержит свинцовые белила. Это поможет не только восстановить репинский шедевр после нападения 2018 года, но, как надеются специалисты, приостановить давнюю вялотекущую «болезнь» — отслоение живописи, которое происходит из-за ослабленной связи грунта и красочного слоя. Завотделом комплексных исследований Юлиан Халтурин обратил внимание, что деревянная рама, установленная на заднике полотна в 1913 году, амортизировала удар «третьяковского вандала» и предотвратила более серьезные «травмы», которые могла получить работа. Когда работа вновь займет свое место в экспозиции Третьяковской галереи, пока говорить рано. Но вернется она с дополнительными мерами охраны — будет защищена специальным бронированным стеклом. Каким — сейчас решают специалисты. Выбор осложняет большой размер полотна.

Поврежденный участок картины. Фото: Мария Москвичева

К тому же меры безопасности в галерее будут усилены в следующем году. Во-первых, будет заменена система видеонаблюдения на более современную — в музее установят камеры нового поколения. Во-вторых, стойки ограждения больше не будут мобильными — их вмонтируют в пол, так чтобы нельзя было их сдвинуть. Первым экспонатом, который планируют защитить, станет картина «Явление Христа народу». Обсуждается вопрос о новых способах ограждения картин. Например, с помощью дизайнерских подиумов.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах