Стыд стыдом, а именно этот самый плюшево-благочинный партер, который обычно на иных собраниях в едином «одобрямсе» голосует за какие-нибудь замшелые «духовные скрепы», буквально вытребовал у Шнура этот самый «Вояж», вытребовал настойчиво и даже как-то истерически, совершенно не желая провожать прославленный рок-ска-фолк-поп-шансон-диско-матерный коллектив со сцены после двух пресных песенок без единой «ля», исполненных интродукцией на открытии музыкального праздника, – «Супергуд» и «Новогодняя».
Потому что в одобренной к эфире интродукции разнузданная группировка воздержалась от табуированной лексики, как и в прошлом году, когда распевала кастрированный «Экспонат» с «офигительными» штанами. Тогда, помнится, я побрюзжал в том смысле, что из песни слов не выкинешь, а если выкинешь, то превратишь все в маловразумительное и тухлое зрелище и «слушалище».
В глубине души Сергей Шнуров, видимо, разделял мои взгляды на прекрасное и решил в этот раз и рыбку съесть, и матом все-таки обложить. И вашим, и нашим. И овцы, так сказать, целы, и волки сыты. И главное, все это – в Кремле. В тот самый напряженный исторический момент, когда чиновники регионального звена кошмарят запретами и арестами весь прогрессивный и даже сервильный хип-хоп плюс попавшую под раздачу воздушную Монеточку, а другие чиновники как бы осуждают все это, называют «глупостью» и пытаются одернуть за лощеные брионивые рукава разбушевавшуюся пузатую мелочь «на местах». «Мелочь» в свою очередь отбивается, ссылась полушепотом на некие «секретные директивы» из каких-то центральных «сфер»: мол, мы же не просто так. Короче, все возбуждены, никто ничего не понимает, но результат пока один – каждый день то тут, то там все-равно кого-то винтят: то Элджея, то IC3PEAK, то «Френдзону», то Jah Khalib и даже Егора Крида и т.д.
Номинация «Хип-хоп» на музыкальной премии «Виктория» (бывшая «Первая национальная») была, конечно, бодренько объявлена Яной Чуриковой и виджеем Александром Анатольевичем, они даже мягко пошутили на тему того самого ФЗ 436 (федерального закона) о «защите детей» от вредоносной информации, под личиной которого и творится теперь все душилово, но список номинантов из всего возможного оказался весьма диетическим: Log-Dog feat. Ёлка, Вахтанг, MATRANG с «Медузой», Егор Крид с ремейком на Пугачевские «Миллион алых роз» и собственно победивший (логично, объяснимо, мотивированно) Баста с «Папой What’Up» - уже почти гуру и вишенка на тортике рэперского мейнстрима, если такая формулировка возможна.
Вечная мантра о «самой честной и непредвзятой» премии пелась, в отличие от прошлых лет, в этот раз так же в весьма диетических дозах. Мол, уже все свыклись с мыслью, что никто (даже сам Малахов с его редакторами, «для которых нет секретов») ничего не знают до последнего, а потом – бах, и вот такой неожиданный вердикт «академиков»: «лучшее видео» - не только у Киркорова за «Синее настроение», но и, скажем, у Дениса Клявера за песню «Когда ты станешь большим», которая невероятно расчувствовала по крайней мере всех звездных пап и мам, снявшихся со своими чадами в этом ролике. Леонид Агутин так и сказал о товарище и коллеге: «Это песня его жизни».
Или, скажем, «концерт года», которым действительно неожиданно оказалось шоу Валерии «К Солнцу». Неожиданно настолько, что у Киркорова, который объявлял номинацию и очень хотел вручить приз своей подруге Ани Лорак за умопомрачительное и нефтедолларовое шоу DIVA, лицо не то что искривилось, оно просто вытянулось до неузнаваемости. Хотя он всячески держал себя в руках…
Поэтому организаторы церемонии, кстати, меньше всего переживали за какой-то там рэп, они в частных беседах и даже публичных интервью настырно намекали, что и «сами не согласны с некоторыми результатами», но что поделаешь - такова непредсказуемая воля 330 на данный момент академиков, которым вручено право вершить премиальными судьбами отечественной поп-музыки. Кстати, не все из «академиков», людей сугубо профессиональных (музыкантов, продюсеров, промоутеров, журналистов и т.д.) проявили ответственность и нашли время, чтобы проголосовать. Подобное «разгильдяйство» сказалась, возможно, и на результатах, как признавались организаторы в частных разговорах.
Еще они сетовали на то, что в классическом жанре, например, «все эти люди из шоу-бизнеса», конечно, ни бельмеса. Никого, мол, кроме пианиста Дениса Мацуева да певицы Анны Нетребко не знают. Поэтому, видать, четыре года кряду, что раздается премия, эти артисты и ходят в главных наших «классиках», что, конечно, справедливо, но несколько однобоко. Поэтому: «С этим надо что-то делать», - озабоченно бормотали организаторы.
Эпической метафорой о временах и нравах стали шутливые видеоролики с Николаем Басковым «Российские классики читают современную поэзию», в которых поп-соловей в образах Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Чехова зачитывал тексты современных хитов. Зал скрючился влежку, когда «Николай Васильевич», додекламировав бузовский опус «Мало половин, мало, мало половин, я открываю мир других мужчин», обратился к воображаемой секретарше: «Дописала? Сожги!».
Однако выбор «академиками» будущих, надо полагать, классиков из деятелей сегодняшнего дня стал единственным вердиктом, не вызвавшим, пожалуй, возражений почти ни с чьей стороны: «поэт года» - совершенно очевидный рекордсмен по числу «охваченных» его творчеством поп-, рок- и даже рэп-звезд – Михаил Гуцериев, а «композитор года» – Леонид Агутин, уже имеющий статуэтку «поэта» с позапрошлого раза, которого укомплектовали теперь по случаю 50-летия полным «кавалерством», вручив и спецприз «За вклад в развитие отечественной музыкальной культуры».
Однако весьма вопиющим вызовом (другого слова и не подобрать!) стало голосование в номинации «Лучшая рок-группа или рок-исполнитель» за «Машину Времени», которая недавно выпустила весьма милый, конечно, в наработанном и отработанном веками музыкально-поэтическом балладно-исповедально-нравоучительно-эзоповом ключе шлягер «Все корабли сегодня вернутся домой».
В рок-меню также предлагались «Би-2» (получили за «песню к кинофильму» «Ля Ля Тополя»), ДДТ, «Ленинград», «Ночные Снайперы». Но «академики» предпочли (уж к ужасу или нет организаторов?) именно полуопальную «Машину Времени» с ее бунтующим символом Андреем Макаревичем. Сдается, что не только по чисто музыкальным критериям, но и, скажем так, гражданственным. Есть подозрение, что уж очень хотелось им в данном случае сложить фиги в своих карманах, коль предложили именно такое «меню». По крайней мере, мне – точно, когда я как академик тоже заполнял свою анкету.
Андрей Макаревич, хитро, по-ленински, как всегда, щурясь, спросил прямо: «А мотивы (голосовать за МВ) у тебя были вкусовые или политические?». «По сумме баллов, я бы сказал» - честно ответил я Андрею. «Понятно», - коротко резюмировал Андрей. Однако, совершенно не хотелось прекращать на этом признании болтовню с рок-мэтром и мы немного «размяли» тему:
- А ты сам как делил шансы, когда вы выставляли «Машину Времени» с «Кораблями» на голосование экспертов?
- Я об этом не думал. Я вообще ничего не знал. Видимо, выставлял Сашка Кутиков с компанией «Синтез», потому что они это записывали, как водится. Меня все это поразило (результаты голосования), потому что песня-то появилась на общем обозрении только осенью, она совсем новая.
- Она даже до хит-парада «ЗД» еще не добралась!
- Но я уже увидел, что она нравится, судя по количеству просмотров и реакции аудитории на радио. Мне было страшно приятно, я никогда в жизни не ставил себе задачу: ну-ка, напишу я сейчас хит. Это глупо и бессмысленно, никогда не получится. Премия – это приятное дополнение к жизни, не более того. Но, когда вдруг получается вещь, которая нравится большому количеству людей, то от этого несколько молодеешь.
- Наверное, есть и чувство мстительной победы из серии «а вот вам всем!»? Чиновники гоняют, запрещают, а вам – премию, да еще в Кремле, да еще с трансляцией, да?
- Нет! Послушай, нам (группе) 50 лет. У меня есть песня «Оставайся собой»: «Как тебя любили, возносили и поили вином, как тебя гнобили, били, поливали говном…» Я научился относится к этому с иронией, честное слово. Мы живем волнами. Это – не круг, это такая синусоида. Не мы ее придумали, не люди. Мы вынуждены почему-то по ней существовать, нас по ней гоняют. Сегодня - так, завтра – сяк. Я просто стараюсь делать свое дело хорошо и честно. Вот и всё. А, когда это вдруг оценили, то все-равно приятно.
- Ну, да, и до Макаревича ли сейчас, когда пришла пора разбираться с более мощным, вольнодумным и совсем еще неподконтрольным рэпом и хип-хопом?
- Мне ужасно перед ними (рэперами) даже как-то неловко. Мы, правда, сами еще из говна не вылезли, потому что еще половина городов бздит наши концерты делать. Но рэперам я хочу сказать: пацаны, мы все это кушали 40 лет назад и 30 лет назад. К сожалению, как я уже сказал, мы живем в циклическом мире. Все пройдет, все хорошее останется.
- Как пел Михаил Боярский: «Все пройдет, и печаль, и радость…»
- Да. Не к ночи будет помянут…