Культурный центр Андрея Вознесенского — новое арт-пространство, открывшееся в двухэтажном историческом особняке в Замоскворечье 12 мая этого года, в день 85-летия поэта. В темном зале на стенах кадры, где стихи поэта ч итают то современные актеры, то он сам. Следующее пространство позволяет вступить в диалог с поэзией: читаешь в микрофон строки — тексты автоматически выделяются на стене. Все это (и не только) погружение, которым открылся культурный центр весной, теперь становится предисловием к новогоднему проекту, разместившемуся на втором этаже.
Тотальная инсталляция «Моя Плисецкая. Вознесенский Новый год» — это три зала: белый, красный и черный. В белом — новогодний пир от арт-группы «МишМаш». Перед нами длинный стол, накрытый для торжества. Хрустальная посуда, с одной стороны, напоминает классический новогодний банкет, с другой — удивляет необычными формами: бокалы, салатницы и графины выстроены в неожиданные конструкции, покрытые белой ватой. Стоит взглянуть на застолье через специальный экранчик-очки — и увидишь, как… танцует Майя Плисецкая. «Болеро» или «Кармен-сюиты» в бокале! Тут уже никакого шампанского не надо… Современное искусство ударяет в голову похлеще спиртного.
Презентовали «белую зону» необычным перформансом «Все мы любим салат оливье», во время которого перформеры резали ингредиенты для салата в такт ритмам песен на слова Андрея Вознесенского. В стол встроили микрофоны, чтобы аккомпанемент ножей было лучше слышно. После музыкальной шинковки оливье зрители дружно съели новогодний салат. Но атмосфера веселого застолья осталась.
Красный зал — ностальгический. Здесь демонстрируется специально созданный для выставки фильм Сергея Николаевича «Два полюса магии». Это история о дружбе поэта и балерины. Кадры совместных встреч друзьями Нового года сменяются строками Вознесенского, фоном для которых служит советский черно-белый телевизор. На экране мелькают архивные фото и новогодние огоньки.
Черный зал — поэтический. Это «кабинет Вознесенского». Не исторический, а метафорический. В черной-черной комнате на белых подсвеченных лайт-боксах, украшенных цитатами, стоит белоснежный стол поэта, кресло, чемоданы… На стенах — окна в ночь, за которыми виден снег. В них то и дело заглядывает Майя. Здесь она не только друг, но и муза поэта, который не раз посвящал ей стихи. «Плисецкая — полюс магии», — написал он. Не поспоришь. Впрочем, «кабинет Вознесенского» украшают разные строки. В центре четверостишие из позднего стихотворения 2007 года, посвященного супруге Зое Богуславской: «В окошках свет погас, умолкнул пустобрех. Пошел мой лучший час — от трех до четырех…».
Встречать Новый год в компании великих можно каждую среду, субботу и воскресенье вплоть до 1 февраля