Вечером понедельника уютная сцена «Студии» Сергея Женовача становится местом проведения заключительного в сезоне «Урока режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства. В зале не просто зрители, а мастодонты сценического дела: Кама Гинкас, Адольф Шапиро, Юрий Бутусов, Валерий Баринов, Игорь Гордин и многие другие.
Гаснет свет, затихает людской шепот — и… в считаные мгновения сцена взрывается от обилия света и звука: барабанное соло, мелодичные переборы арфы, ревущий саксофон, музыкальные пародии на Эми Уайнхаус, Эллу Фитцджеральд и Аллу Пугачеву, англоговорящие мимы и остроумные ведущие. Словом, все то, что невозможно было представить на торжестве подобного рода, оказалось органично вкраплено умелыми руками Владимира Панкова и отыграно его учениками из театральной команды «Панки».
Сам фестиваль имеет уникальную форму. Это скорее театральный перевертыш, «сценический upside down», как называют его организаторы. А все из-за нетрадиционной подачи: «молодняк» мэтров судит. Где такое видано? А вот на Биеннале в течение 1,5 месяца показывали. И формулировка такого хулиганства выбрана как нельзя правильно — уроки режиссуры, а номинации соответствуют поучениям.
Кама Гинкас, отмеченный молодыми режиссерами за «урок построения блестящего сценического дуэта» в спектакле «Вариации тайны», лично поднялся по импровизированной красной ковровой дорожке и поблагодарил не только собравшихся, но и своих артистов:
— Когда создаешь грандиозный дуэт, главное для режиссера — не пропустить двух грандиозных артистов. Эта премия принадлежит Валерию Баринову и Игорю Гордину. Это все вы, ребята!
За «мудрость, юмор и легкость в интерпретации» награду получил Адольф Шапиро (спектакль «Это так (если вам так кажется)»). Мэтр отметил работу режиссера Минусинского драматического театра Алексея Песегова в спектакле «Оттенки» за «урок свободы театра перпендикулярного времени» и добавил, что сам был бы не против стать лауреатом в такой номинации.
— Я думаю, невероятную по годам мудрость провели молодые режиссеры. Они поняли, что не им нас судить, да и вообще судить — дело неблагодарное. Сожалею, что в моей номинации нет формулировки «параллельно времени». Потому что я мечтаю, чтобы время шло само по себе, а я — сам по себе.
Премию «За урок живого и свежего прочтения одной из самых постановочных пьес» получил новосибирский режиссер Сергей Афанасьев (спектакль «Вишневый сад»). Постановка пермского режиссера Сергея Федотова «Васса. Первый вариант» был отмечен наградой за «Урок погружения в атмосферу горьковской пьесы». «Ревизор. Версия» Роберта Стуруа был назван лучшим в номинации «За урок соединения отваги решения и воплощения». Однако сам мэтр не смог лично принять статуэтку по причине плохого самочувствия, но просил передать слова «сердечной благодарности прекрасному жюри».
Свою благодарность зрителю, к сожалению, уже не сможет передать недавно ушедший со сцены жизни литовский режиссер Эймунтас Някрошюс. Но это смог сделать зритель. Появившийся на сцене цифровой портрет мэтра негласно поднял зал, и тот безмолвно простоял несколько минут под звуки одной из самых проникновенных песен Земфиры «Мы разбиваемся».
Полный звездный состав не удалось собрать на церемонии: Римас Туминас («За урок создания театральной иллюзии и режиссерской маэстрии» спектакль «Фальшивая нота») с Валерием Фокиным («За урок тотального театра» в спектакле «Ваш Гоголь. Последний монолог») улетели представлять российское театральное искусство в Милан, Дмитрий Крымов («За урок театральной метафизики» в спектакле «Своими словами. Н.Гоголь. «Мертвые души (История подарка)») оказался в Америке, а Сергей Женовач («За урок молодости решения, кантилены актерской жизни и мастерства диалога с автором» в спектакле «Три сестры») не смог согласовать напряженный график руководителя сразу двух столичных театров. Однако отсутствующих блестяще изображали их актеры: Максим Маминов — Дмитрия Крымова, Александр Суворов — Сергея Женовача.