Цюрихский театр «Шаушпильхаус» представит нечто вроде плохого государства в спектакле «Мы берем это на себя» в постановке иконы европейского театра Кристофа Марталера. Он расскажет о мировом зле, олицетворением которого стали деньги, о человеческих грехах и переживаниях обывателей. Причем пройдет спектакль в последний раз. В Швейцарии он уже прекратил существование, пройдя всего 12 раз. В респектабельном Цюрихе зрителей едва набирается на шесть представлений, спектакли там долго не живут. Так что наши театры могут радоваться долгой и более или менее счастливой жизни своих постановок.
Прощание в Москве уготовано и еще одному спектаклю, и даже целому театру. В последний раз сыграет спектакль о несовершенстве мира Таллинский театр NO99. Каждая из его постановок имеет порядковый номер и должна приблизиться от 99 к нулевой отметке. В этом — конечность всего сущего на земле. Но задуманное не осуществится, поскольку 19 декабря театр прекратит существование после вполне успешных 14 лет. Такое решение приняли его организаторы, которые считают, что надо вовремя уходить. Девять артистов в спектакле «NO43 ГРЯЗЬ» Эне-Лийз Семпер и Тийт Оясоо по романам «Мелкий бес» Федора Сологуба и «Возможность острова» Мишеля Уэльбека поваляются в грязи в поисках смысла бытия и попрощаются со своей прежней жизнью.
— Фестивалю NET в этом году исполняется 20 лет, — говорит один из арт-директоров фестиваля Марина Давыдова. — В его программе вы не найдете никаких «итогов». Чтобы итожить, нужно отойти в сторону от чего-то завершенного, а фестиваль NET жив. Как и в прежние годы, мы, насколько это позволяют скромные ресурсы, постарались сделать программу максимально разнообразной, соединяя в ней еще не известных московским зрителям режиссеров с теми, кого публика с нетерпением ждет.
Израильский режиссер Цви Саар привезет высокотехнологичный и визуально-эффектный спектакль «Соль земли». Безликая кукла будет бежать по бумажным улицам и соляным степям от войны в поисках пристанища. «Гимн любви», названный авторами монструозным национальным песенником, привезут из Познани. Он поставлен Мартой Гурницкой для оркестра и хора плюшевых зверей. В проекте задействовано 25 исполнителей. Все они — любители и прошли кастинг. Собственный юбилейный проект NET — спектакль «Белый кролик красный кролик» по одноименной пьесе иранского драматурга Нассима Сулейманпура. Он родится на глазах у публики без режиссера, репетиций и декораций. Главное условие — актер может играть ее лишь раз и не должен видеть текст до выхода на сцену. Пьеса живет так на протяжении 17 лет и стала чем-то вроде театральной акции. Ее читали известные исполнители, такие как Вупи Голдберг и Стивен Фрай.
Моноспектакль «Всю жизнь я делал то, что делать не умел» в постановке Кристофера Рока сыграет актриса Джульетт Плюмекок-Меш из французского Театра Дю Нор. Он о проблемах коммуникации и хрупкости человеческих отношений. Еще один проект, поддержанный Францией, — «Камилла» в постановке хореографа и танцовщицы Анны Гарафеевой. Он посвящен Камилле Клодель — скульптору и возлюбленной великого Огюста Родена, оказавшейся в психиатрической лечебнице. ХМАТ галереи-мастерской ГРАУНД Ходынка — это вам не МХАТ, а его перевертыш. Аббревиатура расшифровывается как Художественный междисциплинарный анти-театр. В действе примет участие писатель Владимир Сорокин, произведения которого наряду с картиной Левитана «Владимирка» положены в основу одной из трех постановок этого смелого проекта. «Марксофония» — музыкальный перформанс по «Капиталу» Маркса, который давно уже не изучают и не конспектируют в гуманитарных вузах. Теперь это диковина, а не штудии. «Капитал» обретет музыкальное воплощение, станет «симфонией денег».
Под занавес фестиваля покажут спектакль «Ведьмы: Эфир» Электротеатра Станиславский и продюсерского центра Gornostai при поддержке бельгийской Troubleyn Laboratorium, премьера которого состоялась в Антверпене. Поставил его Клим Козинский. А на сцену выйдут актрисы знаменитого Яна Фабра — Ивана Йозич и Мария Дафнерос. Им даны роли великих ученых мужей. Так что Альберт Эйнштейн и Никола Тесла в любом случае обретут ореол женственности.