Вы не найдете здесь этикеток — стандартных пояснений к экспонатам. Вместо них — театральные программки. Каждый раздел проекта превращается в сцену из постановки, где главные герои — Игорь Стравинский, члены его семьи, друзья и современные художники, создавшие на основе архивных материалов инсталляции и арт-объекты. Проект строится на параллелях — современности и истории, новых медиа и классики. Причем большинство исторических экспонатов показываются впервые. Недавно потомки композитора приняли решение открыть для специалистов и широкой публики фонды, которые прежде никогда не выставлялись и хранились в Петербурге. Теперь, спустя 80 лет после раздела коллекции, архивы перевезены в Москву и объединены. Нынешняя выставка, организованная арт-директором «Ковчега», правнучатой племянницей композитора Анастасией Козаченко-Стравинской, — первая попытка исследования и осмысления доселе закрытых фондов.
Итак, «Театр Стравинского» — акт 1, сцена 1. Зайдя за черный занавес, оказываемся внутри театрального действа. Первое, что бросается в глаза — авангардный портрет Игоря Стравинского: на черном фоне, рядом с математическими формулами, сияет красный овал, синий круг и белый прямоугольник, внутри него — замысловатая таблица. Таким композитора увидел Александр Панкин — художник, работающий в жанре science-art (научное искусство). А вот и сам Стравинский — еще совсем мальчик, в окружении семьи: отца Федора Игнатьевича, матери Анны Кирилловны и троих братьев — Романа, Юрия и Гурия. Эта фотография сделана в 1894 году. Рядом находим снимки главы семейства, баса Мариинского театра, в образах. Федора Игнатьевича сравнивают с Шаляпиным — музыковеды считают, что по силе голоса Стравинский даже его превосходил. Но в силу того, что расцвет карьеры певца пришелся на последнюю треть ХIХ века, записей не сохранилось и выводы приходится делать по высоким отзывам современников. Его супруга Анна Кирилловна тоже обладала прекрасным голосом (меццо-сопрано) и играла на пианино — она и стала первым музыкальным педагогом для своих детей. Однако главным учителем Игоря Стравинского был Николай Римский-Корсаков.
В следующем разделе — акт 1, сцена 2 — мы находим его портрет с дарственной надписью Гурию Стравинскому. Именно Римский-Корсаков разглядел недюжинный дар Игоря. Впрочем, он отсоветовал юноше поступать в консерваторию и рекомендовал сосредоточиться на практике. Так он и сделал. В результате на свет появилось много шедевров, одним из которых стала «Весна священная», написанная для «Русских сезонов» Дягилева. Рядом с портретом Римского-Корсакова находим серию художников Валеры и Наташи Черкашиных, посвященную этому балету. Образ танцующей девушки призрачен как сон, что напоминает о том, что замысел «Весны священной» явился Стравинскому в грезах.
Следующая сцена — интерактивная. Здесь расположилась инсталляция «Микротоновый орган Стравинского» художника Арсена, которая позволит каждому почувствовать себя дирижером. Внутри нее встроены микросхемы, датчики движения и настоящие бубенчики с колокольчиками. Стоит взмахнуть руками перед работой, и услышишь переливчатый звон. Объемное изображение на музыкальном арт-объекте напоминает старца с бородой — в таком образе мы видим и Гурия Стравинского (постановки «Русалка», «Борис Годунов» и др.). Он, как и отец, был оперным певцом. Потренировать собственный голос здесь тоже можно — распеться в «Хоре» Максима Ксуты. Художник исследует «серийный принцип» Игоря Стравинского, где основой композиции становится ряд неповторяющихся звуков. Аудио-видео-инсталляция состоит из шести мониторов, на каждом из которых ребенок пропевает одну из гласных русского алфавита. Звуки намеренно растянуты при помощи ревербератора, что придает им объемное, несколько потустороннее звучание церковных хоралов. Полифоническая инсталляция подчеркивает вклад, который внес Стравинский в искусство хорового пения.
Еще один акт «Театра Стравинского» основан на письменных источниках и устных воспоминаниях о законодателе музыкальной моды ХХ века. Здесь и письма близких к Игорю Федоровичу женщин, и его письма к родителям, переработанные писателем, лауреатом «Русского Букера» (2015) Александром Снегирёвым в «литературные портреты», и аудиозаписи воспоминаний людей, встречавшихся с композитором, дополненные их портретами Алисы Гокоевой. Голоса «Свидетелей Стравинского» перекликаются с документальными фотографиями, сделанными в 1962 году во время гастролей композитора в СССР. К тому моменту он уже долгие годы жил за границей. И если в 1950-х советская пресса называла его «злостным эмигрантом», то после гастролей Стравинский превратился «светоча русской культуры». Здесь же мы находим телеграмму из Нью-Йорка родным о кончине Игоря Стравинского — его не стало 6 апреля 1971 года.
Финал — драматический, посвящен месту упокоения Стравинского. Композитор захоронен на острове Сан-Микеле в Венеции, рядом со своим другом Сергеем Дягилевым. На видео — его близкие в черных траурных сюртуках несут гроб покойного. Они напоминают пингвинов из инсталляции Алексея Дьякова «Диалог. Венецианский проект». Изображения птиц возвышаются во всю стену выставочного зала, а у их ног покоятся носатые итальянские маски на горке песка. Этот сильный образ напоминает одновременно о творческом пути маэстро, роли театра в его судьбе, бренности тела и величии неувядающего духа.
В следующем году потомки мастера «тысячи и одного стиля», как называли Стравинского современники, собираются презентовать большой исторический проект в одном из московских музеев. Там архивы из Фонда Стравинского и его семьи будут представлены еще более масштабно.