МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Начо Дуато возвращается в Михайловский театр

Всемирно известный хореограф: «Я не очень люблю появляться в обществе»

В Михайловском опять сенсация. На пост художественного руководителя балета театра возвращается всемирно известный испанский хореограф Начо Дуато. На этот пост его вновь пригласил худрук Михайловского Владимир Кехман. Приглашение последовало по окончании контракта в Германии, где один из самых известных хореографов современности в течение трех лет работал интендантом Государственного балета Берлина. К выполнению своих обязанностей Начо Дуато приступит в феврале будущего года. Перед вступлением в должность он дал эксклюзивное интервью «МК».

Фото: ru.wikipedia.org

Дуато уже занимал пост худрука балета Михайловского, став в 2011 году первым более чем за 100 лет иностранцем (до него такой прецедент был в XIX веке с французскими хореографами Артуром Сен-Леоном и Мариусом Петипа), возглавившим труппу российского театра. За три года работы (с 2011 по 2014 гг.) Дуато не только перенес в Михайловский театр свои созданные ранее шедевры, но и специально для балетной труппы этого театра поставил ряд получивших признание современных балетов — «Прелюдия», Nunc Dimittis, «Невидимое». Возглавляя одну из престижнейших классических компаний Санкт-Петербурга, Дуато занимался и классикой, создав для Михайловского театра собственные постановки таких балетов, как «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Но и после того, как в 2014-м хореограф принял приглашение стать руководителем Государственного балета Берлина, связей с труппой он не терял, оставаясь здесь приглашенным хореографом.

— Начо, почему вы приняли предложение вернуться в Россию, в Михайловский театр, где уже работали?

— Действительно, я возвращаюсь в Санкт-Петербург. Здесь идет несколько моих балетов, в том числе полноформатные. Это «Ромео и Джульетта», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Многогранность. Формы тишины и пустоты». За ними нужно следить, поддерживать их форму и состояние. А главное, после Берлина я особенно оценил Санкт-Петербург, мне приходили мысли, что, может быть, я напрасно его покинул.

Из досье «МК»: карьеру танцовщика будущий классик начал в шведском балете Биргит Кульберг, после того как прошел обучение в школе «Балета Рамбер» (Лондон), в «Мудре» у великого Мориса Бежара, а также в Нью-Йорке в школе при Театре танца Алвина Эйли. Через год испанский танцовщик присоединился к Нидерландскому театру танца (NDT) под руководством Иржи Килиана, где с 1988 года вместе с Килианом и Хансом ван Маненом уже работал как хореограф. С 1990 года, непосредственно после Майи Плисецкой, принял руководство в Национальном балете Испании, где на протяжении 20 лет создавал уникальный репертуар, вошедший сегодня в сокровищницу мировой хореографической культуры. Такие его балеты, как «Многогранность. Формы тишины и пустоты» на музыку Баха, «В лесу», «Без слов», «Дуэнде», «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева (все эти балеты сегодня входят в репертуар Михайловского театра) известны во всем мире. Как приглашенный хореограф сотрудничал с крупнейшими балетными труппами мира, поставив спектакли в Парижской опере, Ла Скала, английском Королевском балете, Американском балетном театре и многих других.

— Что станет первой работой здесь после возвращения?

— Это будет «Баядерка», премьера планируется в октябре 2019 года. Далее хотелось бы выпускать по одному собственному спектаклю в сезон, и еще я планирую приглашать на постановки новых интересных хореографов, которые пока в этом театре не работали. Назову лишь несколько имен, возможно, это будет кто-то из них: Охад Нахарин, Хофеш Шехтер, Кристал Пайт.

— Ставку вы хотите делать на большие форматные балеты или на одноактные? Что больше любят зрители?

— Публике очень нравятся большие сюжетные спектакли. Но вот буквально вчера на сцене Михайловского театра шел вечер моих одноактных балетов. Это были «В лесу», «Прелюдия», «Белая тьма». Я был поражен той теплотой, с которой их принимала публика. И еще очень тронуло отношение артистов — они не скрывают удовольствия и радости, что могут это танцевать. Если это нравится публике, нравится артистам — почему бы не сделать что-то еще, не подготовить несколько вечеров из разных одноактных балетов? Это важно для артистов, они ценят возможность танцевать спектакли, сделанные в разных стилях, разной эстетике. Это важно и для театра, для его имиджа: новые постановки привлекают новую публику, в том числе молодую.

— Вопрос об артистах: в каком состоянии вы нашли балетную труппу, с которой уже работали?

— В лучшем, чем то, которое я застал, когда был здесь. Возможно, за время моего отсутствия мои балеты несколько утратили свежесть и какие-то стилистические особенности, ну, то, что называется «Дуато стайл» (улыбается). Но танцовщицы и танцовщики великолепны. И сам театр преобразился: обновленные зал, фасады, новый балетный пол в репетиционных залах и на сцене, даже новый артистический буфет — театр развивается. Я сразу почувствовал: здесь все движется вперед.

— Что-то уже успели посмотреть?

— Из балетов на сцене в эти дни был только «Спартак», я видел репетиции. Остаться на спектакль не получилось, потому что в тот вечер нужно было посмотреть выступление Канадского балета, который гастролировал в Петербурге, работал в Мариинском театре.

— Есть желание усилить труппу приглашенными артистами? Может быть, пригласите кого-то из Европы?

— Посмотрим. Очень хорошо, что в Михайловский театр регулярно приезжает и танцует замечательная Полина Семионова, мне бы хотелось, чтобы и дальше так было. Не так много балерин такого уровня я знаю.

— Получается, что в профессиональной жизни Начо Дуато будет два российских периода. В чем, по вашим ощущениям, между ними разница?

— Есть разница. Тогда все было неизвестно для меня, я входил в совершенно новую для себя жизнь. Театр, люди, которые здесь работают, публика — со всем надо было знакомиться с чистого листа. Потом мне всего этого не хватало, я должен прямо об этом сказать. Поэтому вернуться — это очень волнительно и приятно. Я возвращаюсь туда, где все знаю и где за время моего отсутствия стало только лучше.

— Где вы будете жить в Петербурге? В отеле?

— Нет, только не в отеле. Там очень обезличенная среда, там можно провести максимум неделю или две. Я предпочел бы квартиру, какие-нибудь небольшие апартаменты. Конечно, я буду периодически уезжать, у меня есть проекты в самых разных балетных компаниях, которые будут требовать моего присутствия, но тем важнее возвращаться в собственное пространство. И моим приоритетом, безусловно, будет Михайловский театр.

— Остались здесь друзья, с которыми вы с удовольствием встретились?

— Я всегда вел достаточно обособленную жизнь, так было в Мадриде, в Берлине, везде. Я самодостаточный человек, я люблю читать, люблю живопись. Я не очень люблю появляться в обществе, мне хорошо с самим собой. Мой основной круг общения — люди в театре.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах