Кира и Артем нравятся друг другу, но, оставшись наедине, не могут ничего толком друг другу сказать — объясняются посредством коротеньких сообщений в социальных сетях. Играют 15-летних школьников молодые артисты. Они сразу же обговаривают условность возраста, не прикидываются детьми, апеллируют к настоящим подросткам, сидящим в первом ряду, уточняя у них современный сленг — к примеру, как сказать «давай встречаться». Мальчишки из зала подсказывают, и это такие колоритные фразы и словечки — мама не горюй!
После первого свидания Артем, которого подзуживают одноклассники, просит Киру, которая ему так нравится, прислать через соцсети фото своей груди. После некоторого замешательства и разочарования она все-таки отправляет ему фото топлес. Свое ли, чужое — бог весть. Заканчивается детская забава отвратительно. Нетрудно догадаться, что изображение множится, становится достоянием Сети, разгорается скандал. О «жертве» никто не думает.
В 2017 году РАМТ совместно с организаторами конкурса новой драматургии «Ремарка» проводил самостоятельный конкурс новой драматургии для детей и юношества «В поисках новой пьесы», в которой всегда остро нуждаются коллективы, работающие на молодую аудиторию. В результате появилась пьеса Натальи Блок «Фото topless». А из нее вырос спектакль, идущий менее полутора часов, который поставил Олег Липовецкий. Занимался он своим привычным делом, поскольку сам руководит «Ремаркой» и постоянно участвует в фестивале «Любимовка», давно ставшим кузницей драматургических кадров.
Главные роли сыграли Алексей Веселкин-младший и Людмила Пивоварова. Они каким-то образом умудрились не быть переростками, но и в детишек не заигрывались, нашли допустимую меру условности, не переборщили. На сцене все «дети» и только одна взрослая — Юля, сестра Киры, в исполнении Анны Тараторкиной. Но посоветовать что-либо дельное в сложной ситуации она не в состоянии.
Художник Юлия Михеева придумала минималистичное пространство для «черного квадрата». Два школьных окна, где на подоконниках сидят девочки и мальчики, погруженные в соцсети, стулья в доме Киры, стены, испещренные словами-проекциями. И этого вполне достаточно. Здесь все слишком рядом, границы между сценой и залом практически нет, так что любая фальшь подобна смерти.Молодые актеры проходят проверку на прочность с разной долей успеха.
В самом начале спектакля нас предупреждают, что можно пользоваться мобильными телефонами, постить в Сети, к примеру, мальчиков, устроивших покаянный флешмоб в духе Боттичелли. Но даже такая «обнаженка» в сетях теперь мгновенно пресекается. Там никто не вникает в тонкости: шедевр ли это живописи, кадр ли из фильма, вошедшего в золотой фонд мирового кино, — аккаунт блокируется. Сняли даже фильм на эту тему — о «чистильщиках» с Филиппин, которые не считывают чужой культурный контекст и ликвидируют любой намек на насилие, обнаженную натуру и прочее.
В дни премьеры в РАМТе случилась и еще одна любопытная история. На сцене одного из молодых театров Нижнего Новгорода «Камер-юнкер» сыграли спектакль «Теперь ты снова бог» по пьесе шведского драматурга Андерса Дууса. Он о двух подростках — отличнице и хулигане, случайно встретившихся во время урока в школьном коридоре. И разразился скандал. Две школьные учительницы, сопровождавшие класс во время культпохода, обвинили создателей спектакля в употреблении неприличного слова… «грудь» на сцене. Услышав его, строгие блюстительницы нравов ужаснулись. Они не знали, как после «груди» смотреть в глаза школьникам и даже их родителям. Авторы спектакля в свою очередь были в шоке. Они и не предполагали, что такие люди учат наших детей.
После обсуждения спектакля, где родители благодарили актеров и режиссера за деликатное обращение к важной теме, учительницы сменили гнев на милость и принесли извинения. Искренние или не очень — известно им одним.