Красная дорожка к бывшему кинотеатру «Россия» тоже оказалась вся мокрая от дождя. Такие же мокрые, ощипанные, но не побежденные, шли телевизионные звезды по этой дорожке — кто под зонтом, а кто так, налегке. Это было душераздирающее зрелище.
Честно говоря, я думал, что они пройдут так, в одиночку, без зрителей. Без возбужденной толпы, публики, которая всегда с тобой. Ну кому сейчас нужно это телевидение?
Но народ был. Нагнали, как на провластный митинг? А черт его знает! Такие звезды да без массовки — не бывать этому.
Герои ТВ-эфира расселись по местам. Они ждали чего-то, надеялись — по глазам видно. Они хотели взять эту статуэтку в виде Орфея, разрывающего сердце, вполне себе заслуженного. Они так мечтали об этом.
Вот только… Когда-то, уже очень давно, церемония ТЭФИ была неимоверным событием. Сразу врывалась в топ новостей. Когда-то победители, чемпионы этого ТЭФИ, были реальными, настоящими героями, звездами во плоти. Когда-то…
А сейчас церемонию просто никто не заметил. О ней ничего не говорят, то есть абсолютно. Послевкусия не будет. Телевидение сходит на нет, закукливается, замыкается на себя. По большому счету оно интересно только тем, кто делает это телевидение.
Но нужно создать иллюзию, сделать вид, что все осталось, «как при бабушке», и ничего не изменилось. Что вызовут вот сейчас лауреата — и все камеры великой страны будут направлены на него, такого обожаемого и любимого. Но это имитация, друзья. Да пусть себе имитируют вволю.
Сначала вышел Михаил Швыдкой, хозяин данного богоугодного заведения — бывшего кинотеатра «Россия», а ныне Московского театра мюзикла. Не ссорьтесь, девочки… и мальчики, как бы сказал он. И очень просил аплодировать друг другу. Наш вечный примиритель, наш кот Леопольд…
Что было дальше? Дальше были дети, которые и вручали столь почетные премии. Дети, которых диктор громким торжественным голосом называл по фамилии, имени и отчеству. Дети, которые наше будущее. Вот кому мы отдадим эстафетную палочку, руководящий жезл, корону Российской империи. Дети, берегите Россию.
Дети выходили по одному — победители всевозможных мировых и европейских математических, шахматных, гимнастических, музыкальных олимпиад, гордость страны на самом деле. Смотрели в зал — и даже не понимали, куда попали. Телевидение — а что это? А кто это? Кто все эти сытые люди в хороших костюмчиках и прекрасных платьях, так довольные собой? Дети этого не знали.
Нет, может, Урганта еще знали, Малахова, Галкина… Это все, ребята, дальше — Интернет. А телевизор — просто вещь в себе, государство в государстве. Не более.
Была ли сенсация? Да, была. Развлекательный канал СТС получил аж семь статуэток и занял почетное второе место после Первого. У РЕН и «Пятницы» — по четыре «Орфея», они тоже в призерах. Что бы это значило? А то! Как говорил незабвенный Владимир Ильич Ленин, блистательно сыгранный номинантом на ТЭФИ Евгением Мироновым: «Главным для нас является развлечение!»
Ну а политика, моя любимая политика, с ней-то что? Две «медальки на грудь» получил Андрей Добров (РЕН ТВ) — за программу и за себя лично. Вот и до него дошла очередь. В аналитическом жанре опять победила семейственность: Ольга Скабеева и Евгений Попов («Россия 1»). Второй год подряд, какое счастье!
И это называется журналистика! И этому учат наших детей! Дети, не делайте так, как эти тети и дяди! Никакая это не журналистика, а всего лишь пропаганда, обслуживание власти. Дети, имейте свою голову на плечах. Думайте, дети, думайте!
…Одним из соведущих был милый Ваня Ургант и девочка Ева из «Взгляда снизу». «А что такое артист, Ваня?» — спросила Ева кем-то заранее написанный текст. «Артист — это человек, который все делает понарошку, но так, чтобы думали, что он это делает по-настоящему. Ну, как Ксения Собчак на президентских выборах». Ой, хорошо! Но это максимум, что мы услышали по поводу нынешней политической ситуации в стране.
А теперь — те, за кого я очень рад, можно? За Евгения Поддубного и Александра Пушина очень рад. Они получили телевизионную награду за фильм-репортаж «Война в Сирии: финал появился на горизонте» («Россия 1»). Они работали под обстрелом, под визгами автоматных очередей… Они настоящие герои, они высокие профессионалы своего дела.
За «Троцкого» (Первый), который сериал. За его режиссеров Александра Котта и Константина Статского, за Константина Хабенского, конечно. За Сашу Цекало, продюсера. Потому что «Троцкий» — это фильм-авангард, от него сияние исходит. А историки пусть ругаются...
За Наилю Аскер-заде, которая на госканале «Россия 1» делает интервью под названием «Действующие лица» и тем не менее сохраняет свое лицо.
За Татьяну Тарасову, за ее феерический комментарий на Олимпийских играх любимого фигурного катания. За эмоции, и непричесанность, и неравнодушие.
За получившую спецприз Татьяну Миткову, несмотря ни на что.
За Николая Картозия, генерального директора канала «Пятница». Человек понял, что политика сейчас совсем не то, в чем можно свободно выразить себя, бежал от нее и создал контент по своему образу и подобию: без чертовой политики, но социально ориентированный, в помощь и на радость людям. Что хотел, то и сделал, а это высшее мастерство продюсера. Ну а для души Картозия балуется замечательными документалками, такими, например, как «Бродский не поэт». Да, гармоничное сосуществование в негармоничных условиях, молодец!
80 лет исполнилось ленинградскому (ныне санкт-петербургскому) ТВ — попросту «5-му каналу». Тоже спецприз жюри. Вышли на сцену радостные люди и сказали: «Мы продолжаем традиции «Пятого колеса», «Музыкального ринга», «600 секунд»… А знаете, какие у нас рейтинги? Мы в пятерке!»
А так вообще все ничего: красивенько, шустренько, миленько. Начали и кончили. И волки сыты, и овцы целы. Да здравствует телевидение!