Театр на Новокузьминской улице… Это само по себе необычно — где-то почти у МКАД работает театр, да еще музыкальный, да еще и с огромным детским репертуаром, да еще и со штатным оркестром! Более 30 лет этот удивительный творческий коллектив творил в нереальных условиях, ютясь в крошечном фойе брошенного кинотеатра. На масштабных спектаклях вроде «Униженных и оскорбленных» Журбина или «Плахе» Кулыгина зрителей было меньше, чем артистов и музыкантов на сцене. Не потому, что билеты не проданы, а потому, что мест ужасно мало. Впрочем, никакой сцены не было и в помине: играли прямо тут же, перед глазами зрителей, до которых можно было дотронуться рукой, а оркестр — настоящий камерный симфонический оркестр численностью около 40 человек — размещался за шторкой.
Как оказалось, в этих условиях театр не только не завял, а наоборот: воспитал великолепную труппу, которая блеснула на Гала-концерте в честь открытия Новой сцены (бывший кинотеатр наконец отремонтировали и оснастили театральным оборудованием).
Программу открыл создатель и бессменный худрук театра Геннадий Чихачев. Одетый бравым гусаром, он перерезал символическую красную ленточку, в чем ему помогла Роксана Николаевна Сац, легендарный завлит Музыкального театра имени Наталии Сац. Оркестр под управлением Владимира Янковского восседал на сцене. Более 40 человек — полноценный камерно-симфонический состав высочайшего класса. Бродвейские театры, которые давно уже не позволяют себе больших оркестров — максимум 10–12 музыкантов, — обзавидовались бы.
Концерт построили так, чтобы зрителей удивить, а местами и поразить. Здесь были и сцены из опер, и ансамбли из классической оперетты, и эпизоды бродвейских мюзиклов, и рок-опера, и джазовая импровизация, и фрагменты спектаклей для малышей, и оригинальные русские мюзиклы, которые можно увидеть только в «Чихачевке». Все солисты пели на языке оригинала: немецкий, итальянский, английский звучали более чем достойно. Если оперетта и мюзикл — жанры, к которым зрители театра Чихачева привыкли, то классическая опера — это было абсолютно ново. Да и выбор сцен весьма нетривиален — к примеру, квартет из оперы Верди «Риголетто» — сложнейшая сцена, которая под силу лишь настоящим оперным певцам. И оказывается, таковые в «Чихачевке» имеются. Артисты легко меняли стиль и манеру пения, хотя профессионалы отлично знают: это очень и очень нелегко. Все артисты были замечательны, и будь здесь больше места — упомянула бы всех. Однако, как обычно, есть такие, которые оказываются первыми среди равных. И первой назову Зинаиду Громоздину, которая великолепно показала свое мастерство стилистического перевоплощения в сложнейшем материале Верди, не менее сложнейшем — Бернстайна, а затем сразу же, без всякой паузы, — во французском мюзикле Пресгурвика. Прекрасен был Константин Скрипалев, настоящий мюзикловый певец, исполнивший арию Иисуса из рок-оперы Уэббера и фрагмент из мюзикла Владимира Качесова «Три мушкетера», где он, ясное дело, д’Артаньян. Молодой тенор Сергей Каныгин просто озадачил: с таким потенциальным Ленским Геннадию Чихачеву волей-неволей придется поставить «Евгения Онегина». Впечатлили и Сергей Якубовский, спевший моцартовского Дон Жуана, и Наталья Кармелюк, выдавшая сложнейшую джазовую импровизацию на тему Гершвина Sommertime, и очаровательная Татьяна Петрова, работающая в «Чихачевке» со дня основания, исполнившая сценку «Танечка» из фильма «Карнавальная ночь».
Ну и, конечно, оркестр под управлением Владимира Янковского, который лично меня поражает своим уровнем с первого дня знакомства с этим театром. Верди, Моцарт, Оффенбах, Доницетти, Кальман, Дунаевский, Самойлов — все это было сыграно с точным пониманием стиля и жанра. А блестящая музыкальная шутка «Кавардак», где разные темы (я насчитала 24!) переплетались и незаметно трансформировались одна в другую, стала украшением программы.
Итак, Музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева начинает новую жизнь в новом доме. Поздравляем и ждем премьер.