На сцене ударная установка, электрогитары, колонки, микрофон… Повсюду какие-то деревянные ящики и две деревянные конструкции — одна под два с половиной метра, другая метр. А из зрительного зала на сцену выбегают два молодых парня. Один садится за барабаны, другой, с густой вьющейся шевелюрой, берет в руки электрогитару, подходит к микрофону, и спектакль «Платформа» неожиданно превращается в самый настоящий рок-концерт с бешеным выплеском энергии зрительного зала, потому что, как говорится, колбасит публику тут не по-детски! Рекомендуемый возраст от 13 лет.
Большой зал Театриума на Серпуховке заполнен подростками 15–16 лет, которые выражают свой восторг от происходящего так, как они и привыкли: беспрестанно снимают спектакль на смартфоны, пританцовывают, сидя на своих местах, а под любовные рок-баллады молодые парочки обнимаются — в общем, ведут себя в театре как на рок-концерте, и никому в голову не приходит делать им замечания, потому что это спектакль для них.
— Молодежь сама постоянно танцует, но для нее танцуют мало, — говорит мне руководитель театра Stahl Вольфганг Штюссель. — А эта аудитория очень ориентирована на движение. Нам было важно показать им что-то не только с помощью слов, но и с помощью движения. И поскольку в Германии это не так распространено (больше в Голландии, Бельгии и Скандинавии), мы создали коллаборацию и сотрудничаем с танцовщиками из других стран.
Компания и правда интернациональная. Собраны артисты из Израиля, Польши, Бельгии, Германии, Голландии. Самый харизматичный участник коллектива — Гий Корней (электрогитара, песни собственного сочинения). Он из Голландии, в Утрехте создал свою группу «La Cormeile» и не так давно был удостоен высшей государственной награды Нидерландов в сфере детского и молодежного театра «Золотой сверчок»…
«Протяни мне руку, о тебе стихи читаю, о, любимая, зачем убегаешь от меня?» — поет черноволосый Гий, а его пение сопровождает танец четырех танцовщиков. Для выражения своих чувств они используют различные танцевальные техники, умело меняя при этом жанры: модерн-данс, контактная импровизация, капоэйра, акробатика, различные направления уличного танца, вплоть до нижнего брейка. Они перекатываются по полу, ходят колесом или стоят на голове, а иногда устраивают что-то похожее на потасовку.
— Я думаю, мы работаем по-другому, — отвечает на мой вопрос об использовании различных танцевальных техник Жозефине ван Реенен, руководительница танцевальной команды театра и одновременно ее участница. — Вис Меркс, хореограф, поставившая этот спектакль, как бы помещает в тело определенную идею или принцип, и дальше мы работаем с выражением этой идеи или принципа.
Если танцевальные техники, которые используют танцовщики, здесь не так важны, то тексты песен (их перевод — на большом экране) важны чрезвычайно, потому что они и есть собственно его содержание… Это спектакль об одиночестве, а еще о том, что избыток близости, без которой невозможно жить, может вызвать стресс и страх… «Ты далеко, ты не рядом, хочу чтоб рядом посидела со мной», «Приобними меня, возьми в объятья веры», «Я знаю, что ты уходишь. Все столь очевидно», — поет Гий Корней, но периодически, отложив гитару, влетает в танцевальное действие.
— Гий на самом деле учился культурной антропологии. У него нет специального образования. Ни танцевального, ни музыкального, — говорит мне Жозефине ван Реенен. — Но в нем видна страсть к тому, что он делает.
— Как задумывался этот спектакль? Как шла работа над ним?
— Наша первая совместная постановка была о любви, и когда мы ее создавали, мы поняли, что есть люди, у которых эта любовь безусловно не так проста, у которых с любовью связаны трудности…. И отсюда появилась необходимость этой второй постановки. Это не было так, что существует музыка, на которую ложится хореография или существует хореография, на которую писалась музыка. Были определенные музыкальные отрывки, которые вдохновили хореографа Вис Меркс на создание хореографии. Гий приходил на репетиции и импровизировал под тот материал, который делали ребята. Танцовщики добавляли свой материал. В каком-то смысле этот спектакль — коллективное творение, которое Вис Меркс, как наш модератор, анализировала, направляла в нужное русло и собрала из этого материал.
А на сцене к концу спектакля все участники этого рок-концерта стоят на деревянных ящиках, играя на различных музыкальных инструментах. (Играют все без исключения, а одна из танцовщиц смычком извлекает звуки из пилы). После чего на сцене следует полнейший разгром: артисты швыряют ящики в разные стороны, а Гий Корней исполняет известную песню Брюса Спрингстина «Танцующий в темноте»: «Нет ничего кроме усталости. Я устал, мне надо совсем немного помочь, детка»…