МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Третьяковка показала первую ретроспективу Михаила Ларионова

«Лучистый» художник вышел из тени

Этого события москвичи ждали не один десяток лет. До сих пор пионер русского авангарда Михаил Ларионов оставался в тени своих именитых сподвижников – Малевича, Татлина, Кандинского. Очевидно, потому что уехал с «Русскими сезонами» в Париж, да там и осел. Возвращение на родину наследия создателя лучизма и боди-арта – целый детектив. Прочитать его финал теперь можно в Новой Третьяковке. Коллекцию, некогда тайно вывезенную из Парижа в Москву, вкупе с лучшими работами Ларионова из европейских и отечественных музеев наконец представили публике.

«Отдыхающий солдат». Фото: Мария Москвичева

Новый поворот

Первая ретроспектива Михаила Ларионова – событие действительно историческое. Только представьте: последняя крупная выставка художника (Русский музей–Третьяковка) случилась 38 лет назад! Над организацией тогда хлопотала Александра Томилина – любимая модель и вторая жена художника. Ей досталось не только имущество мужа, но и его первой жены – легендарной Натальи Гончаровой, ныне самой дорогой русской художницы. Томилина завещала все СССР: Ларионов и Гончарова хотели, чтоб их наследие вернулось на родину. Однако по французским законам, 60% наследства отходят государству, а советское правительство платить налог не хотело. Посредники тайно перевезли фонд Ларионова-Гончаровой из квартиры на улице Жака Калло в посольство СССР, а оттуда он отправился дипломатической почтой на родину. История захватывающая. В результате всех хитросплетений судьбы налог Франции все таки был уплачен – шедеврами, а не деньгами (директор Центра Помпиду Жан-Юбер Мартен выбрал лучшие вещи). А судебные дрязги вокруг участников «операции» гремели до конца 1990-х.

Теперь в скандальной истории поставлена жирная точка. Работы Гончаровой из той коллекции Третьяковка показала пять лет назад. А теперь можно увидеть и шедевры Ларионова. Не только те, что с конца 1980-х хранились в Третьяковке, но и те, что остались во Франции при разделе коллекции. Центр Помпиду выступил главным партнером московской выставки, на которой представлено 500 экспонатов.

Открытие вернисажа.

– Эта выставка – результат серьезнейших изысканий, изучения архивов, которые поступили к нам в 1988-89 годах, – говорит директор ГТГ Зельфира Трегулова. – В нее вошло 100 живописных и 150 графических произведений. Мы постарались собрать главные работы Михаила Ларионова из европейских и региональных музеев. Среди участников – Ульяновск, Уфа, Казань, Краснодар, Нижний Новгород. 11 работ Ларионова предоставил Центр Помпиду, галерея Тейт, Музей Виктории и Альберта, галерея Альбертина. Первая ретроспектива Михаила Ларионова призвана восстановить историческую справедливость в отношении одного из главных русских художников прошлого века. Символично, что она соседствует с первой в нашем музее большой выставкой Ильи Кабакова, для которого Ларионов – главный художник.

Принцип вечного поиска

«Хочется убежать из стен в безграничный простор, хочется чувствовать себя в постоянном движении…», – писал Ларионов. И следовал своим желаниям. Это наглядно отражает выставка, построенная по хронологическому принципу. В каждом зале – будто новый автор. Ларионов мастерски жонглирует стилями, изобретает и собственный (лучизм), но какими бы разными по манере и содержанию ни были его работы , их объединяет легкость и наполненность радостью. Вечный поиск – больше, чем черта характера, это новый принцип искусства. Гениальное не бывает вторичным.

Начало – Ларионов до Ларионова. Это чистый импрессионизм – дань уважения Коровину и Серову, у которых он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и общей моде на Сезанна и Моне. Ларионов мастерски владеет кистью – одну из его работ в 1907-м году покупает Третьяковская галерея. Редкая удача для начинающего художника. И не только в плане карьеры: внимание уважаемого музея немного успокоило родителей Натальи Гончаровой, которые никак не хотели мириться, что их дочь живет гражданским браком с каким-то эпатажным южанином (Ларионов родом из Тирасполя). Картина «Сад весной», ставшая поворотной для художника, сейчас приехала в Москву из Казанского музея. Рядом с ней великолепная работа «Дождь» из Центра Помпиду: пейзаж зритель видит через окно, по которому стекают дождевые капли, стирая реальность. Напротив «Дождя» серебряная «Пурга» – еще чуть-чуть, и изображение исчезнет.

Второй шаг к абстракции – поиск. Ларионов увлекается Ван Гогом и Гогеном, фовистами и кубистами, экспериментирует. И приходит к концепции «всечества», изложенной в манифесте «Лучисты и будущники»: «Все стили мы признаём годными для выражения нашего творчества, прежде и сейчас существующие». То есть, техника не важна, она - лишь способ выражения идеи. Взять его «солдатский цикл», написанный во время службы в армии. Ларионов изображает бравого солдатика на игрушечной лошадке нарочито просто, как в детской сказке - автор показывает, что в солдатских буднях нет ничего героического, а служба – рутина и скука. «Отдыхающий солдат» (1911 г.) развалился на кровати, курит, тупо уставившись в точку, за спиной у него рисунки на стене – женский бюст и засечки, отмеряющие срок службы. В манере исполнения этой картины уже нет ничего наивного и игрушечного.

Картина в стиле лучизма «Петух».

И еще поворот – лучизм. К этому моменту Ларионов уже имеет скандальную славу. Они с Гончаровой разгуливают с накрашенными лицами по улицам: да-да, Россия – родина боди-арта (на Западе бум на раскрашивание тела случится только спустя полвека после проделок Ларионова). Его работы обвиняют в порнографии. Самого трижды исключают из института. На фоне всего этого рождается лучизм. Ларионов где-то прочитал, что все состоит из света и решил писать картины лучами. Он делил лучизм на реалистический и абстрактный. Благодаря последнему, он и считается одним из создаталей беспредметного искусства, его имя стоит в одном ряду с Кандинским, Татлином и Малевичем, которые в тот же период выступили с абстрактными работами. И все-таки Ларионов никогда до конца не отрывался от «натуры».

– Многие говорили, что он импрессионист, даже когда он показывал лучизм, – рассказывает один из кураторов выставки Ирина Вакар. – Потому что его искусство идет от зрения. Говорят, Моне – это глаз, про Ларионова так тоже можно сказать. У Ларионова было зрение младенца: он видел все, как в первый раз.

«До» и «после»

Следующую главу творчеств назовем «Восток – Запад». В 1910-х Ларионов увлекается Востоком. Использует японскую перспективу, рисует воображаемое путешествие в Турцию, обращается к русском фольклору. Его цикл «Времена года», созданный в неопримитивистском стиле, тому подтверждение. Четыре картины, из которых удалось выставить только три («Лето» осело в недоступной частной коллекции), написаны в лубочной манере. И пусть сезоны разные – у всех настроение летнее, позитивное. Вот уж где «всечество» торжествует: идея и эмоция выходит на первый план. Ларионов поддерживает Гончарову, которая заявляет: «Я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада». Но в результате они уезжают на Запад. Сергей Дягилев предлагает чете заняться декорациями «Русских сезонов», и они соглашаются. Потом революция, война, репрессии, снова война – временно снятая квартира на улице Жака Калло навсегда становится их домом.

Справа налево: кураторы выставки Ирина Вакар и Елена Илюхина, директор ГТГ Зельфира Трегулова.

Вся жизнь театр – это и про Ларионова с Гончаровой. Они увлеченно втянулись в создание новой живой, театральной эстетики, так близкой их перформативным экспериментам. На выставке можно найти не только эскизы нарядов и уникальные фотографии актеров в них, но и один раритетный костюм шута, придуманный Ларионовым. Это его альтер-эго, утверждают кураторы. Здесь же представлен огромный пласт графики – быстрые и точные зарисовки Дягилева, актеров и театральной жизни в целом. Для него не было рамок не только в живописи, но и в жизни. Он занимался и интересовался самыми разными вещами. Ларионов – и декоратор, и перформер, и коллекционер. Человек-оркестр. Всегда в движении, как и искусство. Кажется, именно это – изобретение «принципа вечного поиска» – и делает Михаила Ларионова великим мастером.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах