«От часов направо (кукольные часы на фасаде театра. — И.Н.). Со служебного входа, пожалуйста», — заблаговременно проинформировала меня администрация. Если кукла — лицо артиста, то парадный вход — лицо театра. Видимо, поэтому открывается он незадолго до спектакля. Сбор назначен в Малом зале. На авансцене стол, стулья, настольная лампа — единственный источник освещения. Невольно ловишь себя на мысли, что сейчас за ширмой появится деревянный директор или главный режиссер из папье-маше и торжественно объявит планы на будущий сезон.
Люди вскоре действительно появляются, но в лицо их знают, пожалуй, только коллеги.
— Роман Леонидович Богомольный, — приветствует меня сосед по креслу. Воевода, тюремщик, медведь Балу, — широко улыбаясь, продолжает он.
Видя мое смущение, в разговор вступает директор театра Ирина Корчевникова:
— Это профессиональная привычка — представлять не только себя, но и своих кукол.
Закончив с поздравлениями и внутрицеховыми объявлениями, главный режиссер театра Борис Константинов заявляет три премьеры. Каждой отведена отдельная сцена. В Большом зале Екатерина Образцова, прямая наследница кукольного достояния, поставит «Барона Мюнхгаузена». Для самых юных зрителей на Малой сцене режиссер Андрей Лучин покажет «Золушку», а Борис Константинов, по собственному признанию, «попробует сочинить» спектакль по рассказу Василия Шукшина «Как жена мужа в Париж провожала» для камерной сцены.
Деятельность Театра кукол не ограничится московским зданием. Труппе предстоит множество гастрольных поездок, среди которых Узбекистан и Воронеж. Уже в девятый раз «Образцовфест» станет уникальной площадкой по обмену художественным мастерством и творческими идеями. В этом году на фестивале пройдет конференция «Художник-режиссер», в рамках которой особое внимание уделят проблеме дефицита кукольных мастеров.
«Необыкновенный концерт» традиционно открывает новый сезон. Культовый спектакль, созданный в тяжелейшем для страны 1946 году, с неизменным успехом радует зрителей разных поколений. Мне удалось ненадолго оторвать от репетиции главного кукловода всемирно известного конферансье Апломбова — народного артиста России Федора Виолина.
— «Необыкновенный концерт» за все время существования сыграли уже больше 9000 (!!!) раз. Каково управлять, физически и морально, главной куклой театра?
— Если честно, я каждый раз боюсь выходить на сцену. Несмотря на то что я играю Апломбова с 72‑го года, мне каждый раз страшно оставаться со зрителем один на один. Шутить одни и те же шутки разным поколениям в разных странах мира. Но еще ни разу не было провала.
— Даже за границей не бывает недопонимания?
— В том-то и дело! Как-то после спектакля в Италии ко мне подошел мужчина и без тени сомнения стал делиться впечатлениями. А я, кроме реплик Апломбова (кукольный конферансье говорит на 24 языках, включая фарси и хинди. — И.Н.), ничего не знаю. Да и те у меня написаны русскими буквами.
— Кукольный спектакль — это же невероятно сильная ежедневная физическая нагрузка. Сколько весит Апломбов?
— Килограммов восемь, но я уже не замечаю этого. Мне уже 80, но чувствую себя мальчишкой. Так что еще столько же спектаклей сыграю!