Когда фильм показали накануне Дня Победы в ООН, все присутствующие аплодировали стоя. Это были аплодисменты не только режиссеру Константину Хабенскому и продюсерам Эльмире Айнуловой, Глебу Фетисову и Марии Жиромской, но и всем тем, кто в октябре 1943 года принял участие в восстании в лагере смерти (по данным историков, 420 человек, из которых около 80 погибли при побеге, а еще 170 были пойманы и расстреляны).
— Спасение жизни не было целью восстания в Собиборе, борьба велась за достойную смерть, и там отстояли достоинство всего человеческого рода, — говорит Глеб Фетисов. — Эта история опровергает всеобщее сейчас убеждение, что человек — худший проект природы, и показывает, что он, напротив, венец ее созидания. Сюжет нашего фильма полностью правдив. А феномен удачного побега из лагеря смерти еще и в том, что они не имели боевого опыта и, соответственно, казалось бы, не имели ни единого шанса против профессиональных убийц.
— Благодаря номинации на «Оскар» фильм получит дополнительную известность в мире, — говорит продюсер Эльмира Айнулова. — Надеемся, что это поможет сдвинуть с мертвой точки и вопрос с увековечением героев Собибора в тех европейских странах, десятки тысяч граждан которых погибли в этом лагере, а тысячи других были спасены от гибели и депортации, когда в результате восстания газовые камеры были снесены, а лагерь закрыт и разрушен. Речь идет в первую очередь о Польше, где памятная церемония пройдет без участия официальных лиц из России, а также о Голландии, Словакии, Франции, Чехии, Австрии, Германии, где по сей день живут узники лагеря и их потомки и где процесс официального признания подвига собиборцев практически не начался.
Зато уже теперь начинается оскаровская кампания, ее венцом станет финальная номинация в категории «Лучший фильм на иностранном языке» из пяти картин разных стран. Одна из них получит вожделенную золотую статуэтку. Это долгая и трудная гонка. «Собибор» пока на самой первой ступеньке. Войдет ли в он лонг-лист, будет известно в декабре 2018 года. Впрочем, у одного из продюсеров «Собибора» есть этот успешный опыт. Глебу Фетисову теперь принадлежит достижение: два года подряд фильмы, которые он продюсировал, выдвигаются от России на «Оскар». Причем в прошлом году работа Андрея Звягинцева «Нелюбовь» (продюсеры Александр Роднянский, Глеб Фетисов и Сергей Мелькумов) прошла именно в финальную номинацию и имела хорошие шансы выиграть. Однако академики «Оскара» приняли спорное, но укладывающееся в мировой кинотренд решение, отдав статуэтку чилийской «Фантастической женщине» о любовной драме трансгендера. Вообще это второй случай в российском кинематографе, когда ленты одного продюсера выдвигаются на «Оскар». Первый — это продюсеры Сергей Мелькумов и Александр Роднянский с фильмами «Сталинград» в 2013 году и «Левиафан» в 2014-м. «Сталинград» вошел в лонг-лист, а «Левиафан» — в шорт-лист.
Свой шанс установить рекорд имеет и Следственный комитет. Если СК не отменит подписку о невыезде Фетисову, это будет уникальный случай, когда дважды претендента на самую престижную кинопремию не пустили на церемонию.