МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Марина Зудина расплакалась на открытии сезона в "Табакерке"

Новый худрук Владимир Машков: «Если театр мы развалим, то остановка Олега Павловича останется»

«Табакерка» открывает свой 33-й сезон. По случаю сбора все на улице в ожидании нового худрука. Худрук опаздывает. «Нехорошо, — думаю я, — а сам-то всем твердит про дисциплину». Однако по тому, как опоздавший Владимир Машков, появившийся с томиком Станиславского в руках, провел свой первый сбор, стало понятно, что в театр пришел человек не слова, а дела. И все те заявления, которыми он пугал общественность, оказались не бредом, а реальной и потрясающей программой действий. И что он из породы «пацан сказал — пацан сделал». С подробностями из театрального колледжа, где и проходил сбор артистов и студентов, — обозреватель «МК».

Марина Зудина. Фото: Наталия Губернаторова

Студенты кучкуются на улице, нервничают — набор в этом году Машков отменил, так что с таким не забалуешь. Евдокия Германова, вся в белом, раздает интервью («Учу студентов, надеюсь на новые роли»). Марина Зудина пьет кофе и улыбается, а глаза грустные. Студенты радостно кричат при виде своих мастеров — Угрюмова, Хомякова, Лаптевой, Егорова, Гуляренко. Щелкают фотокамеры. Машков опаздывает на 20 минут. Наконец, появляется. Крик, свист, аплодисменты.

— Я ждал этого момента, — начинает он. — Сегодня уже 135-й день, как я пребываю на этой должности. 33-й сезон. Какая цифра! Третий сезон нашей новой сцены на Сухаревке, 9-й сезон в Школе. А еще мы в первый раз собрались в обновленной Школе, и мы вообще первые из всех школ искусств закончили ремонт. Как вам здесь?

Нестройные голоса выражают одобрение. Машков благодарит всех — от мэрии до Департамента культуры в лице присутствующей здесь Натальи Дрожниковой.

— У нас вовсю идет модернизация на Сухаревке, нашего исторического подвала на Чаплыгина, и я бы не справился, если бы не Собянин, Печатников. У нас с вами уникальная возможность — у нас империя (!!!), которую создал Мастер — Олег Павлович. Мы самодостаточны, мы взрослые, и наша цель одна — успех! И никакой другой задачи, как становиться лучше, у нас нет.

Фото: Наталия Губернаторова

Хорошо поставленный голос Машкова производит гипнотическое действие на всех, стоит гробовая тишина, потому что то, о чем он говорит, касается всех — и студентов, и маститых артистов.

О школе: — Актер должен быть в школе. Как говорит Константин Сергеевич Станиславский, актер обязан каждые 4–5 лет возвращаться в школу, для того чтобы поправить голос, сорвать с себя ракушки налипшие.

Об артистах: — Если актеры не передают свои знания, умения, опыт, значит, они эгоисты, значит, им неинтересно работать с хорошими партнерами. Поверьте, играя с хорошими артистами, ты сам становишься лучше. Невнимательный артист может разрушить всё.

О зеркалах: — В ноябре откроется уникальное пространство — зеркальное фойе в здании на Сухаревской. Это отголосок того пространства, которым открылся Художественный театр в саду «Эрмитаж» в Зеркальном театре. Зеркала — удивительная вещь. Как сказал Чаплин: «Я очень люблю зеркало, оно единственное не смеется, когда я плачу». И мы сами как отражение нашего Учителя в зеркале. И зеркало сцены отражает не мир, а зрителя, а дальше мы идем к актеру: его глаза являются зеркалом души.

Табаков: — Могу сказать, что остановка около театра уже называется «Театр Олега Табакова». Если у нас ничего не получится и театр мы развалим, то остановка Олега Павловича останется.

Собственная роль: — В «Матросской Тишине» — это моя обязанность, мой долг, и я это буду делать, пока смогу ходить. Я двадцать лет не был на сцене, поэтому прошу вас всех помочь мне.

О новых дисциплинах: — Артдиректор цирка «Дю Солей. Лас-Вегас» (Павел Брюн), престидижитация (Вадим Савенков), степ (Владимир Кирсанов), функциональный тренинг и движение (Александр Ряполов), постановка дефиле в военных оркестрах (Андрей Филиппов), амбидекстрия, развитие межполушарного взаимодействия (Анна Одинцова), стратегия семейной психологии (Ольга Кулешова).

О планах: — «Билокси-Блюз», где будут играть студенты с одним большим артистом из театра. Новая версия спектакля «Катерина Ильвовна». «Русская война Пекторалиса» Сергея Пускепалиса по рассказу Лескова «Железная воля». «Звездный странник» по Джеку Лондону. И если будет готова труппа, мюзикл «My Fair Lady» в режиссуре Аллы Сигаловой.

О текущем репертуаре: — Мы очень внимательно отнесемся к репертуару. Театр — это дело живое, и если спектакль не становится лучше, он должен уходить.

О мечте: — Рядом с театром на Сухаревке открыть площадь Солнца, на которой будет стоять огромный атом Солнца и Учитель — рядом на скамеечке. Скульптор Александр Рукавишников.

О путешествии: — Федор Конюхов, который пройдет через мыс Горн, может стартануть из Школы, потому что Кот Матроскин ему необходим.

Михаил Хомяков. Фото: Наталия Губернаторова

А закончил свою программную речь Владимир Львович посланием столетней давности авторства Константина Станиславского, поражающим своей актуальностью как никогда. В частности, в дискуссии о свободе художника.

«Ошибка думать, что свобода художника в том, что он делает то, что ему хочется. Это свобода самодура. Кто свободней всех? Тот, кто завоевал себе независимость, так как она всегда завоевывается, а не дается. Подаренная независимость не дает еще свободы, так как эта независимость очень скоро утрачивается. Тот, кто сам освободился, тот, кто не нуждается в чужой помощи, тот, кто все знает, во всем самостоятелен, ибо располагает своим мнением. Кто богат средствами для борьбы, с встречающимися препятствиями и противоречиями, тот действительно свободен!»

И наконец, он предлагает всем начать игру, которая, пожалуй, единственная, сегодня способная связать настоящее с прошлым. Для всех игра оказалась совершенно неожиданной, трогательной до слез и многое объяснила в нынешнем поколении. Из двух прозрачных сфер по очереди мальчики и девочки тянут золотистые шары, называют номер, а на экране под музыку из вращающегося атома, в какой-то момент взрывающегося, появляется лицо великого актера или актрисы прошлого.

— У живого театра традиций нет, а есть ритуалы. В этих шарах имена величайших актеров, которые проглотили атом Солнца. Тех, кто действительно свободен. Я хочу, чтобы вы стали хранителями этого имени и через какое-то время нам смогли ответить на вопрос: «Почему я?» Найдите связи. Если ничего не найдете, то можете сказать: «Просто я достала его своей рукой».

И вот на экране — Евгений Вахтангов, Федор Волков, артисты Ермолова, Мамонт Дальский, Щукин, Алейников, Полищук, Дорошина, Крючков, Бернес, Гурченко, Борисов… По реакции студентов я вижу, что многие из них даже не знают эти кино- и театральные величины. В чем я и убеждаюсь уже позже, в школьной столовке, где сегодня бесплатно кормят, причем вкусно. «Вам кто достался?» — спрашиваю одного из парней. «Алейников.» — «Знаете, кто это?»— «Честно — нет.» Благодаря Машкову и предложенной им системе, теперь можно надеяться, узнает. Из последнего вскрытого шара, кстати, самого большого, на экране появляется Олег Табаков. Все встают. Марина Зудина плачет, закрывая лицо руками.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах