Свой долгий эпичный тур «Маленький человек» в 2016-м, приуроченный к своему 40-летию, эксцентричная рок-примадонна назвала прощальным, но в 2018-м, выдержав паузу, вернулась с выступлениями на самых разнообразных российских летних фестивалях. Live Fest Summer не был исключением в этом смысле, но зато стал в другом. Многие поклонники сильно расстроились после шоу Земфиры на «Дикой мяте», когда их любимица вышла на площадку на 40 минут вместо заявленных полутора часов и сорвала большинство вокальных партий, в финале еще бросив в толпу: мол, артиста в России слушатели, полюбив один раз, будут любить до самой смерти, что бы он ни делал. После этого в Сети стали появляться критические отзывы и о следующих концертах дивы в нескольких российских городах. Однако на прошедшем южном опен-эйре у нее как будто открылось второе дыхание, а аудитория получила от исполнительницы максимум энергии, позитива и эмоций.
Перед началом главного действа всех присутствующих ждал сюрприз. Александр Анатольевич сказал, якобы Земфира заявила, что не будет выступать, если перед ней на большую площадку не выйдет молодой музыкант Сергей Сироткин (SIROTKIN). Юношу с гитарой и трогательными лиричными песнями заметили в инди-тусовке еще года 3 назад, когда у него вышел EP из 4 песен «Challenger». СМИ и коллеги по сцене отметили дарование, но громкого прорыва все же не произошло. Неизвестно, была ли певица знакома с ним заранее, но на фестивале ее с Ренатой Литвиновой видели на его выступлении на дневной площадке «POLDNIK». На главной сцене молодого человека тоже встретили тепло. Некоторые небезосновательно вспоминали Корнея, который сейчас играет в команде Найка Борзова, а сольно пишет композиции под гитару и много лет назад был протеже Земфиры. Кто знает, может быть, теперь это место под солнцем займет Сергей.
Сама королева вечера вышла на площадку в уже знакомом некоторым черном блестящем платье в окружении своих иностранных музыкантов, которыми она очень гордится с самого начала работы с ними и с особым пиететом представляет на каждом выступлении. Спору нет — во многом благодаря им многие композиции, давно любимые поклонниками, сильно изменились, зазвучали по-новому (кстати, как раз на «Дикой мяте» она показала свежую программу, но сейчас, кажется, еще более детально доработала ее, дополнила другими яркими красками и элементами). Минимализм сочетается с «космичностью» и воздушностью аранжировок, некоторые произведения перетекают друг в друга, к другим подобраны тонкие изящные электронные прелюдии. Первой ласточкой стала откровенная «Непошлое» с альбома 1999-го «Земфира», за ней артистка стала один за другим петь другие хиты —
«-140», «Главное», «Австралия», «Прости меня, моя любовь», «Жить в твоей голове», «Кофевино». Причем многие даже из тех, кто не считает себя стопроцентными ее фанатами, почему-то обнаружили, что знают все тексты наизусть. Спев в «Прогулке» про то, как «случайно падали звезды в мои пустые карманы», певица, улыбаясь во все 32 зуба, протянула руки в толпу: «А вы знаете, что сегодня звездопад, который бывает каждый август? Предполагаю, что в горах его лучше видно, правда?» В этот раз она была максимально открыта людям, исповедуясь в композициях, ведя со слушателями непрерывный диалог. В нем были одновременно актерский профессионализм и искренность. Вишенкой на торте стала новая песня на стихи Иосифа Бродского, которую Земфира обещает выпустить осенью, а еще снова «угрожает»: «Это последний концерт в обозримом будущем». Но поклонники изо всех сил стараются не верить и надеяться, что очередное прощание — это не насовсем.
P.S. Подробный обзор с других концертов фестиваля и интервью с участниками читайте в «Звуковой дорожке».