— Андрей, с чего хочется начать: ваш «Прямой эфир» начинается в 17.55, многие из тех, кто любил «Пусть говорят», еще не пришли домой. И вообще, вы же понимаете, что все больше и больше людей смотрят программы через Интернет.
— Слухи о смерти телевидения сильно преувеличены, да и в основе успешного Интернета всегда лежит контент. Было приятно, когда три месяца назад руководство канала «Россия» сообщило, что программа «Прямой эфир» награждена Золотой кнопкой YouTube. Раньше и не подозревал, что такая кнопка существует.
— Я тоже не так давно о ней узнал, значит, вы теперь миллионер?!
— Это невероятно, но оказалось, что за этот телевизионный сезон число подписчиков «Прямого эфира» в YouTube возросло с 400 тысяч до миллиона! А если взять всю аудиторию нашей программы, то это почти 32 000 000 уникальных зрителей за месяц (телевидение и Интернет).
— А не смутило, что кнопку эту в эфире вам вручал персонаж, мягко говоря, сомнительный.
— Если ты об Ольге Бузовой, то скажу одно: наверное, к ней можно относиться по-разному, но не замечать ее сегодня нельзя. И хочу напомнить, что все происходило на программе, которую мы назвали «Акулы пера» 20 лет спустя», и в студии сидели журналисты, некогда работавшие на этом громком шоу. Можно долго рассуждать про изменение технологий, но мейнстрим все тот же. Одной из первых героинь тех «акул» была Маша Распутина, которая рассказывала, что у нее в тот момент был роман с Филиппом Киркоровым, но замуж за него она не хочет, потому что любит спортсменов. Спустя двадцать лет героиней программы становится Ольга Бузова, и она заявляет, что у нее роман с Филиппом Киркоровым, но замуж за него она не хочет, потому что любит спортсменов. Ничего, как видишь, в этом плане не изменилось.
— Раз уж мы затронули тему наград, расскажите, как относитесь к тому, что Константин Эрнст передал вам статуэтку ТЭФИ за программу «Пусть говорят» на прошлой церемонии?
— Я больше десяти лет ждал эту награду и получил ее как послесловие. Я привык смотреть в будущее, а не в прошлое, поэтому пусть этот памятный подарок останется у Первого канала.
— Говорят, что сына вы назвали в честь другого своего начальника — Александра Митрошенкова?
— Он не начальник, а мой партнер. Мы начинали на Первом канале, вместе делали «Большую стирку», «Пять вечеров», а потом и «Пусть говорят». Создавали программы на стыке реальной жизни, изменяя жанр ток-шоу. Сегодняшнему зрителю уже не интересна просто история, он хочет видеть героев в развитии. И либо влюбляется в этих героев, либо шокирован, либо они оставляют его равнодушным. В любом случае вызывают эмоцию. Ведь что такое современное искусство, частью которого является телевидение? Картина, вещь, спектакль, программа не должны оставить тебя безучастным. Ты мысленно возвращаешься к увиденному, хочешь обсудить: «Вы смотрели, представляете?!» Вот почему, например, у первой части программы «Руки-базуки» о бездумном качке из Пятигорска Кирилле Терешине был не только сумасшедший рейтинг, но и почти 10 миллионов просмотров на YouTube. Ведь мы затронули очень острую тему — жизнь ради лайков, к чему приводит жажда популярности любой ценой. Спустя месяц вернулись к герою, заполучившему гигантские мышцы при помощи уколов, помогли сделать операцию. Дальше он встретился со своим кумиром, бразильским подобием Халка — Ромарио Дос Сантосом, и тот объяснил, что был в схожей ситуации и если Кирилл продолжит опасные инъекции, может лишиться не только рук, но и жизни.
— Каким образом вас, человека, который снимает про руки-базуки, Диану Шурыгину и молодую экс-жену Армена Джигарханяна, занесло в Сирию?
— Эфир был приурочен к 23 февраля, я хотел показать тех, кто сегодня защищает наше мирное небо, как бы пафосно это ни звучало. Мы попытались по минутам воссоздать последний день жизни летчика, Героя России Романа Филипова, рассказать, как он шел к подвигу. Так что истории и герои у нас очень разные.
— Понимаю, о прайм-тайме, в который открывался «Пусть говорят», горевать бесполезно, но ведь и аудитория, которая была на Первом, и та, которая садится перед телевизором сейчас, отличается. Серьезные, глубокие темы у нее вряд ли в приоритете.
— Мы выходим пять раз в неделю и стараемся соблюдать баланс. В понедельник можем поставить сюжет о чемпионе Европы по бодибилдингу, который в первый раз увидел сестру и встретился с бросившей его в детстве матерью. Во вторник знакомим зрителей с нашумевшей историей жительницы Подмосковья Маргариты Грачевой. Ревнивый муж отрубил ей кисти рук, и мы собирали молодой женщине деньги на протезы. В среду рассказываем о плачевной судьбе актрисы Ирины Цывиной. Если бы наши корреспонденты не вызвали «скорую», вдова Евгения Евстигнеева, которую спаивали черные риелторы, могла бы погибнуть. В четверг представляем непростую ситуацию, в которую вовлечены сейчас семья Маши Шукшиной и 19-летняя возлюбленная ее сына Фрея Зильбер. Три месяца назад девушка родила мальчика, но Макар упорно отказывался от отцовства. Сегодня не без нашего участия крошечный правнук Василия Шукшина признан знаменитой родней. А в последний день сделать анализ ДНК и выяснить, является ли, например, Дмитрий Федотов сыном известного артиста Вячеслава Шалевича!
— Обнародовать в эфире результаты ДНК-тестов — это же вы придумали?
— Именно я. Этот ход, кстати, многие сейчас используют. Также эксплуатируют идеи программы «Детектор лжи», к которой я имел непосредственное отношение. Я борюсь с самим собой. Каждый раз приходится придумывать что-то новое, чтобы и мне было интересно. Прекрасно понимаю, что конкуренты это потом подберут и будут топтаться на месте. Получается игра в одни ворота, но это удел всех, кто в этой гонке впереди.
— Не могу не спросить о новом субботнем шоу, которое носит ваше имя — «Привет, Андрей!». Вы стали скучать по аналогичному формату на Первом?
— Первое, что я замечу, — эта программа выходит из совершенно другой, специально построенной студии.
— Некоторые даже считают ее лучшей в Европе.
— Не могу судить, не имел возможности объехать все. Но студия действительно очень неплохая, об этом мне говорили многие западные продюсеры. И главная задача этой программы — чтобы ее цитировали, обязательно должна быть отдельная история, которую потом могут долго обсуждать. Эммануил Виторган, в 78 лет вновь ставший отцом и впервые показавший нам ребенка. Или певица Анка, известная шлягером «А ты не летчик». Кто мог представить, что ее дочь Полина в коллаборации с Эминемом получит «Грэмми»! А передача про самые громкие свадьбы года? Индекс цитирования всегда очень высокий. Я сам по себе очень общительный человек, и мне хотелось создать программу, в которой можно собрать гостей за большим круглым столом и просто поговорить по душам. Обсудить насущные проблемы, вспомнить смешные ситуации и истории, да просто посмеяться и расслабиться, без привязки к определенному сценарию. Именно эта передача меня особенно цепляет своей теплотой и атмосферой. Все мы вместе со зрителями становимся единым целым.
— Снова возвращаемся к теме «Всемирная паутина и телевидение»...
— Я жду момента, когда рейтинги начнут подсчитывать, учитывая и число просмотров в Интернете, ведь подчас на одну и ту же тему идут параллельно две программы. Для меня важно оставаться оригинальным, независимым и не помечать словом «эксклюзив» сюжеты, которые уже десять раз обмусолили. Не надо обманывать зрителя! И если я пишу слово «эксклюзив», то я действительно понимаю — такого еще не видел никто. Например, первое интервью после вступления в президентскую гонку Ксения Собчак дала именно нам. Я стараюсь найти такую тему, которая будет интересна всем — от мала до велика. Для этого нужно очень хорошо знать своего зрителя и трудиться в поте лица, чтобы сделать действительно качественный материал. Я рад, что мы с командой работаем как единое целое и понимаем друг друга с полуслова.
— И что же эксклюзивного Андрей Малахов, теперь уже и продюсер, представит нам в следующем телевизионном сезоне? Кстати, как вам в роли начальника?
— Не буду раскрывать все карты. Что же касается моей новой должности, своей главной задачей я считаю создание эффективной команды. Большая часть коллектива, который раньше работал на «Прямом эфире», объединилась с теми, кто пришел со мной. Плюс добавились редакторы, делавшие программу «Секрет на миллион». И поначалу это было как поженить «Мерседес», «Ауди» и BMW. Но надо слышать свою команду, понимать, чего они хотят. Проводим совместные чаепития, разговариваем. Мы работаем сутками, и если человек будет чувствовать себя одиноко, не найдет, кому выговориться, то это сильно замедлит рабочий процесс. Поэтому я оборудовал комнату отдыха, считаю, для людей, которые столько заняты на работе, это очень важно.
— Правда, что экспертов и гостей вы встречаете кофе, свежей выпечкой и даже шампанским?
— Да, у нас и небольшая картинная галерея есть, и красная ковровая дорожка, ведущая в студию. Понятно, что телевидение давно перестало быть заоблачной мечтой. Но атмосфера по-прежнему имеет значение, и я всегда хотел, чтобы у людей оставались приятные воспоминания.
— Ну хорошо, тайны будущего телевизионного сезона вы приоткрывать не хотите, тогда расскажите, что порадовало вас за последний месяц?
— Обычно наше общение с сыном проходит в утренние часы, но пару раз я оказывался дома не за полночь и даже смог его искупать. И, конечно, порадовала игра нашей сборной. Рейтинги во время матча с Испанией были фантастическими! Что касается цифр, у нас есть к чему стремиться.