«Лето» Кирилла Серебренникова, показанное в начале фестиваля, по-прежнему занимает крепкие позиции в рейтингах, но его слегка потеснили классик мирового кино Жан-Люк Годар с «Книгой образов», «Холодная война» Павла Павликовского и «Пепельный — самый чистый белый» китайского режиссера Цзя Чжанке на сегодня самый сильные в конкурсе.
Одна из самых впечатляющих картин программы «Особый взгляд» — «Девушка» 27-летнего бельгийского режиссера Лукаса Донта о душевных и физических муках 15-летней трансгендерной девушки Лары. Она готовится стать профессиональной балериной, целые дни проводит у станка.
Лару великолепно сыграл 15-летний Виктор Полстер. Но сразу невозможно понять, что это юноша, и кажется странным, что каждое утро героиня начинает с перевязки интимных мест. Пластырь впивается в нежную кожу так, что вечером она пылает ожогом.
Лара живет с чутким отцом и маленьким братом. Периодически посещает врача, осматривающего неразвитую грудь, выписывающего не помогающие гормональные препараты. Юношеское тело подобно панцирю, из которого хочется поскорее выбраться. Подружки что-то подозревают, требуют демонстрации детородных органов, доставляя страдания Ларе. Юный актер так точен и деликатен, что сердце зрителя разрывается на части от тревоги за него… или за нее. Когда медицина бессильна, в ход идут ножницы. Дальше нет никаких сил описывать произошедшее.
Каждый год в Каннах появляется мужчина, одетый в мини-юбку, на высоких каблуках. Он исправно посещает показы, робко заходит в дамский туалет (куда же еще ему идти в платье, не к джентльменам же). Но дамы как-то вытолкали его (ее) из туалета. В этом году появился и еще один долговязый товарищ в джинсах, встречи с которым происходят исключительно в женской уборной. Словом, чилийская «Фантастическая женщина», завоевавшая недавно «Оскара», актуальна.
Уже середина фестиваля, а в главном конкурсе не было ни одной англоязычной картины. Голливуд как таковой отсутствует. Поэтому нет и звезд первой величины, кроме тех, кто, подобно Джулиане Мур, приезжает с какой-то отдельной миссией, напрямую не связанной с фестивалем.
Не прекращается борьба с американской компанией Netflix за фильмы, и набирающая обороты интернет-платформа побеждает, хотя завалить такого монстра, как Каннский кинофестиваль, вряд ли кому-то по зубам. Проблемы начались уже год назад. Есть правила, согласно которым фильмы-победители фестиваля должны выйти во французский прокат, но это не входит в планы американской компании, ориентированной на Интернет. Решено было фильмы Netflix представить вне конкурса, что не устроило компанию. Так что по звездной дорожке пока проходит Серджио Лопес, а не Брэд Питт.
Повышенным вниманием пользуются необычные гости, такие, как сестры Катя и Клэр Вэлли, представляющие картину «Побороть привычку» британского документалиста Роба Райана о нелегальной плантации наркотической травки каннабис, а проще — конопли, в США. Сестры появляются в монашеских белых одеждах, при этом посещают бары, гуляют по пляжу, вызывая всеобщий интерес.
Немецкий классик Вим Вендерс, некогда получавший в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за «Париж, Техас», представил новый документальный фильм «Папа Франциск. Человек слова» о Папе Римском Франциске. В последнее время ему больше удаются проекты, созданные на сопредельной территории. Такой была недавняя каннская премьера «Соли земли», построенной на серии выдающихся фотографий, освоение 3D, эксперименты с урбанистической средой, показанные на Венецианской биеннале.
В новом фильме, казалось бы, все традиционно — говорящая голова во весь экран. Но можно бесконечно слушать речь Папы о Достоевском и слезинке ребенка, миллионе голодающих в мире, следить за его туром по Латинской Америке и Африке, посещением больниц. Просто выдающиеся кадры проезда понтифика на открытом автомобиле сквозь бесконечную шеренгу людей, как и полет на вертолете над городами и странами. Миграция, экология — все болевые точки мира — затронуты в его монологе, снятом на камеру Вендерса..
В тот же день показали конкурсный фильм «Счастливый Лазарь» итальянки Аличе Рорвахер, подсевшей на чудеса и деревенскую тематику. Простой крестьянский парень падает с горы, гибнет, чтобы воскреснуть и поменять что-то в этом мире. Правда, мелкие мошенники окажутся рядом, чтобы воспользоваться чудодейственной силой.
В картине «Магазинные воры» японского режиссера Хирокадзу Корэ-эда взрослые используют младших для мелких надобностей. Родители, как выяснится, воспитывают похищенных детей, вместе с ними занимаются воровством в магазинах, тем и живут, пока мальчишка не попадется на краже апельсинов. Но детей они любят и украли не ради эксплуатации, а потому, что своих отпрысков нет. Как рассказал в Каннах Корэ-эда, историю он почерпнул из японских газет, в том числе и о пенсионном мошенничестве, когда семьи не заявляют о смерти пожилых родителей, чтобы получать социальное пособие.
О том, что фестиваль все же закроет картина «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама о современном человеке, угодившем в эпоху Дон Кихота и разбирающемся в том, кто же убил рыцаря печального образа, окончательно стало известно спустя несколько дней после открытия фестиваля. А все из-за разборок с продюсером картины, продолжающихся даже после судебного решения. Добывать хорошие картины становится сложно даже Каннскому фестивалю.
Но зато на Лазурный Берег возвращается Ларс фон Триер, впавший в немилость из-за неудачной публичной шутки по поводу своих симпатий к Гитлеру. Официальная премьера его «Дома, который построил Джек» с Умой Турман и Мэттом Диланом состоялась поздно вечером. Журналистам эта радость припасена на 8 часов утра.