Чувствовала себя недооцененной? Но разве так скажут те, кто по-настоящему понимает, что такое театр. Не у всех на виду? А надо ли ей это было. Она просто любила, и все, не требуя ничего взамен, и в своей этой любви была безотказна. Все: и семейную жизнь, и киношную популярность — она бросила в ноги своему единственному и неповторимому Театру.
Счастье огромной зрительской любви пришло, когда Дорошиной было уже под 50. То, что она сделала в фильме «Любовь и голуби», обычными словами объяснить невозможно. Это такое проживание, переживание, рождение, умирание и необыкновенная естественность. И еще более необыкновенная женственность. И еще любовь — нерастраченная, ведь так много накопилось в душе.
В фильме у нее трое детей, в жизни их не было. И когда Нине Дорошиной стало на самом деле плохо, некому оказалось за ней ухаживать. Только сосед услышал крики и вызвал «скорую»… Но было уже поздно.
Так что наша жизнь — трагедия? Но когда сейчас думаешь о Нине Михайловне, улыбаешься, пусть и сквозь слезы. Потому что «Людк, а Людк!»… Потому что «все равно голову им оторву, ничё ты мне не сделаешь»… Потому что «это ты, однако, даешь»… Потому что «не пойду», и пошла себе по плиточкам в этих белых носочках…
А в театре… Помните ее «Заяц. Love story» с Валентином Гафтом? Эксцентричная, бесшабашная, безбашенная и опять трагичная. Да, трагикомедия — это ее жанр. На сцене и в жизни. Просто жизнь всегда кончается, рано или поздно, и нет гарантий свыше, что человек уйдет в лучший мир в окружении любящих и близких.
Она ушла одна, совсем одна… Но счастье ее по жизни было безмерно. Ведь она жила своей любовью и отдала ее нам, всю, до капли. Питалась искусством и растворилась в нем. Была такой талантливой, и как не благодарить за это Бога? Она прожила свою судьбу необыкновенно достойно и красиво. Светлая память.
Владимир Меньшов: «Глядя на нее, я вспоминал маму»
— Это тяжелейшая потеря для нашей культуры — уход Нины Михайловны Дорошиной. То, что она умела делать, и то, что она конкретно делала в роли Надюхи в фильме «Любовь и голуби», — это могла делать только она. Она действительно была очень народной актрисой. Когда я увидел ее в спектакле, Нина там была, конечно, жемчужиной, украшением. Резко выбивалась из контекста, потому что это было явление, рождение новой не актрисы даже, а нового человека на сцене. Она была узнаваема, и в самом деле, глядя на нее, я вспоминал маму, тетушек, и думаю, что все люди, особенно из провинции и имеющие отношение к селу, в первую очередь ее узнавали. Но потом выяснилось, что такие люди, которых она играла, заложены в ее генетическом коде. Я, конечно же, хотел, чтобы из спектакля у меня в фильме никого не было, чтобы картина была самостоятельна, но потом понял, что это соображение мелкое. Главное, чтобы присутствовало это выдающееся актерское создание — Нина Дорошина. Работалось нам нелегко, и, вообще, у нее характер совсем не сахар, но к тому времени я уже понимал, что талантливые люди легкими не бывают ни в жизни, ни в работе. Но я точно знал, несмотря на то что мы трудно работали, что у меня будет замечательнейшая Надежда. Это, конечно, была лучшая работа в ее жизни и громадное везение ее, что у нее оказался такой материал, такая роль, написанная Володей Гуркиным, что мы задумали этот фильм и что она сыграла в этой картине. И осталась навсегда.
Александр Михайлов: «Жертвенная, красивая, прекрасная»
— Великая русская актриса, которая даже в этом фильме «Любовь и голуби» раскрыла удивительный, настоящий характер русской женщины со всеми ее недостатками, колоссальными достоинствами, самопожертвованием, красотой, любовью. Все, что можно настоящего сказать о человеке, заложено в этом образе русской женщины, которую сыграла Нина Дорошина. Потому что она такая сама — жертвенная, красивая, прекрасная. И то, что она ради театра пожертвовала даже тем, что не стала матерью, у нее не было детей… Удивительно сложная судьба. Уже оказавшись на грани катастрофы, была операция, она возвращается в театр, и театр возрождает ее. И она снова дарит свой талант людям. Это величайший подвиг. Таких очень мало, можно пересчитать по пальцам одной руки. Наташа Гундарева была такая же, ради театра отдала себя всю без остатка…
Мне очень повезло, это был какой-то подарок свыше в лице Володи Меньшова, Володи Гуркина, что я прикоснулся к этой пронзительной теме, которая уже 35 лет волнует не одно поколение и пожилых, и молодежь. Там появилось такое корневое, очень мощное, настоящее русское начало. А Нина просто уникальна, она так растворяется в партнере, что даже, по-моему, самый бездарный актер с такой актрисой, как Нина Дорошина, заиграет профессионально.
Александр Олешко: «Никто не может даже приблизиться к тому, что она делала на сцене»
— Мы так привыкли за последние лет двадцать раздавать направо и налево какие-то восторженные эпитеты друг другу: куда ни посмотришь, все «гениальные», «особенные»… Но когда уходят люди такого масштаба, личности актерского божественного дарования, как Нина Дорошина, есть возможность, как в том самом стихотворении, «остановиться, оглянуться, внезапно вдруг на вираже…». Нина Дорошина по-настоящему большая глубокая великая русская актриса. Она понимала ответственность перед своим даром, который ей был дан Богом, поэтому очень внимательно относилась к ролям, поэтому годами их ждала, годами не снималась, годами у нее не было премьер в театре… Можно только бесконечно сожалеть и грустить, что такого таланта человек был востребован не на все сто процентов.
То, что ее сейчас вспоминают только по фильму «Любовь и голуби», наверное, тоже не очень справедливо, хотя «Любовь и голуби» — это абсолютный кинематографический, режиссерский и актерский шедевр. Но я видел Нину Михайловну в совершенно грандиозном спектакле театра «Современник» — «Крутой маршрут», я видел раз десять ее в спектакле «Мурлин Мурло» — никто не может даже приблизиться к тому, что она делала на сцене, это невозможно повторить. Зрители ее не отпускали на поклонах, благодарили, кричали «браво!». Думаю, что в эти моменты она была счастлива. Ну а про всю остальную ее жизнь можно только догадываться, вглядываясь в ее глаза. А глаза у нее глубокие… Это глаза Родины, в которых есть боль, есть страсть, есть любовь, тоска, сострадание, обаяние — и есть вера, вера в жизнь. Вот ощущения, которые приходят в эти печальные дни, потому что Нина Дорошина — представитель того удивительного собрания замечательных людей, из поколения любимых артистов Советского Союза. Это больше чем звание, больше чем награды, премии, которые сейчас все друг другу вручают. А вот ее главная премия, заслуженная — это настоящая любовь народа. И пока люди будут ее помнить, то ее имя и все то, что она сделала, будет жить.
Читайте материал: Николай Коляда: Дорошина вылетала на сцену как шаровая молния