Да и ее отец-основатель Юлий Гусман верно заметил, что это собрание пожилых джентльменов из книги Диккенса «Записки Пиквикского клуба». Что не может не предопределять особенности выбора победителей.
Президент киноакадемии Андрей Кончаловский пустился в рассуждения о том, чем киношка отличается от кинематографа, в очередной раз напомнил о диарее картинок и нехорошем Голливуде, отучившем нас от образов. Он пересказал давний диалог кинорежиссера Станислава Ростоцкого и молодого Тарковского: «Рветесь вперед? Мы вас не пустим. Ваше время не пришло». Сам Кончаловский, напротив, призвал молодых к действию. Позднее один из лауреатов, Александр Хант, названный «Открытием года», ответит: «Мы будем вас удивлять. В общем, ждите». Кончаловский огласил обращение Владимира Путина к академикам и лауреатам, которым не каждый год «Ника» могла щегольнуть. А чуть раньше Михаил Ефремов прочитал безнадежные стихи Дмитрия Быкова о нашей жизни, где были такие строки: «Серебренников есть, хоть он сидит. Но он же выйдет?».
«Аритмия» собрала целый урожай наград помимо главной — за режиссуру, сценарий, написанный Хлебниковым совместно с Наталией Мещаниновой. Отмечен за лучшую мужскую роль и Александр Яценко. У него была сумасшедшая поддержка в зале — кинематографисты скандировали фамилию. И лучшая женская роль — у Ирины Горбачевой из той же «Аритмии». Поскольку сам Хлебников работает над другим проектом, за призами выходил продюсер Сергей Сельянов. Ему только и оставалось сказать: «Где Борис? Борис, ты не прав». Считается, что присутствие группы в таких случаях необходимо, иначе снижается градус победы. Наконец-то Сергей Сельянов определил, почему всех так пробрала «Аритмия», почему рыдают зрители, а жюри разных фестивалей и киноакадемии присуждают ей все призы: «Нам не хватает сердечности, потому и такой результат». И это действительно так. Сам Хлебников слегка напуган всеобщей народной любовью. Он ведь делал, в общем, скромный фильм, изначально предназначенный для телевидения. А жесткие и беспощадные к нашей действительности «Нелюбовь» и «Теснота» остаются в тени. В их пользу не делают выбор даже профессионалы. Хотя «Аритмию» кисельной тоже не назовешь, но в ней есть хоть какая-то надежда. Лучшими актерами второго плана стали Сергей Гармаш в «Холодном танго» и Владимир Ильин во «Времени первых». Они разделили награду, а на сцену вышел лишь Гармаш, поскольку Ильин находится на съемках. Отсутствовавшая по причине занятости в спектакле Алиса Фрейндлих стала первой в категории «Лучшая женская роль второго плана» в «Большом» Валерия Тодоровского, хотя выдвигалась и за картину «Карп отмороженный». В ее тени оказалась прекрасная работа Валентины Теличкиной в том же «Большом». Когда еще выпадет ей такая роль.
Актеров весь вечер склоняли после слов оператора Сергея Астахова, имевшего несчастье поблагодарить их за крепкие ягодичные мышцы. Ведь им же в «Салюте 7» пришлось часы проводить на кинокосмической орбите в состоянии невесомости. Юлий Гусман подхватил колоритное высказывание и при всяком удобном случае поздравлял актеров с их крепкими ягодицами, призывал присутствующих в зале оторваться от этих самых мест. Лучшую музыку к фильму написал Владимир Дашкевич к «Трем сестрам» Юрия Грымова. Отмечены художники-постановщики и художники по костюмам многострадальной «Матильды» — Вера Зелинская, Елена Жукова, а также Надежда Васильева и Ольга Михайлова. Лучшим неигровым фильмом академики назвали картину «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека» Олеси Фокиной, а в анимации предпочли «Два трамвая» Светланы Андриановой по мотивам стихотворения Мандельштама. «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» — грузинская картина «Кресло» Эльдара Шенгелая. Счастливый лауреат исполнил на сцене грузинский танец.
«Нику» в почетной номинации «Честь и достоинство» им. Эльдара Рязанова вручили 95-летнему Владимиру Этушу. С трудом выйдя на сцену в сопровождении своего ученика Леонида Ярмольника, лауреат сказал: «Я долго-долго чего-то делал как артист, и все. И больше ничего не делаю, только играю иногда. Никогда не думал, что вы мне будете чего-то такое давать. Я много говорил за свою жизнь, а сейчас уже не могу». Найти нужные слова ему помогал худрук Театра им. Евг. Вахтангова Римас Туминас. Он называл своего актера великим из великих. Спецприз совета академии «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» получили создатели телесериала «Петр Лещенко. Все, что было...». Его режиссер Владимир Котт назвал это событие актом справедливости. Картину он снял давно, но по непонятным причинам она долго томилась в резерве федерального канала. Однажды не выдержав, Котт напрямую спросил у всесильных представителей телеэфира: «Когда? Хабенский скоро постареет». В ответ услышал что-то про излишнюю жестокость, но главное, что фильм показали.
Писатель Виктор Ерофеев, приглашенный в качестве вручанта, свежим взором оценил происходящее: «У вас весело. У вас праздники и настоящие выборы. Литература в этом уступает кино, которое в последние годы радует. Мы же немножко ушли в сторону. Искусство — это борьба с энтропией, борьба с распадом. У вас борьба с распадом продолжается прекрасно».