Худрук Александринского театра Валерий Фокин: Не буду скрывать, что мне тоже поступало такое предложение. Я отказался, на это у меня есть много разных причин. Но проходить ещё раз опыт Александринского театра я не хочу. Но при этом я четко понимал, что в МХТ должен придти режиссер. Я полность поддерживаю кандидатуру Женовача. Ему будет не просто, потому что, раньше таких амбиций у актеров не было. Поэтому будут трудности, прежде всего психологические. Все сложно, но преодолимо. Другого пути нет.
Борис Любимов, ректор Щепкинского училища: У Сергея есть блестящая управленческая идея. Он понимает ради чего МХТ затевался 120 лет назад. И очень важно при этом, чтобы не умерла его Студия.
Худрук Малого драматического театра Лев Додин: если Сергей Васильевич готов совершить этот подвиг, это замечательная идея. Да, когда то это был театр Станиславского, но он есть и остаётся для нас как МХАТ. Здесь неожиданностей может оказаться немало - и внутри и снаружи. Но все-таки театр начинается с режиссера, и важно, что Сергей Васильевич - режиссёр настоящий.Надеюсь, что продлится тандем Женовач - Боровский.
Но, возвращаясь к вопросам рисков, я хочу сказать, что надо быть готовыми к тому, что не сразу все будет получаться. Товстоногов, когда пришел в БДТ, он предупредил труппу: "Я не съедобен». Надо понимать, что с приходом нового худрука постепенно изменится репертуар, актёрский состав, даже касса и к этому нужно быть готовыми. Женовачу нужна мощная поддержка. Эта поддержка очень важна. И вот ещё я о чем его хочу предупредить: при заключении контракта с худруком, в Министерстве обещают все, а потом наступает иное. Я просил бы дать на какое-то время худруку автократические права, избавив от материальной ответственности.
Председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин: Я пришёл в МХТ в 70-м году с Олегом Ефремовым. Это было тяжёлое время, что отразилось на его самочувствии. Недовольных было много с его приходом. И сейчас я понял, что МХТ - это не театр, это - идея. Очень многое зависит от того, какая административная группа будет рядом. На это надо обратить внимание. Если Женовач будет настаивать на приход с ним каких то людей, надо брать. Дай Бог ему удачи. Я уверен, что все мы должны ему помочь.
Художественный руководитель театра им. Евгения Вахтангова Римас Туминас: Женовач людей любит, а это главное для Художественгого театра.
Художественный руководитель театра им. Пушкина Евгений Писарев: при Олег Павловиче театр сильно разросся. И важно тут понимать, что новому худруку приходить одному без своей команды нельзя. Если министерство сделало такой выбор , оно должно это понимать.
***
Итак, в театральный дом в Камергерском переулке войдет новый начальник. Что о нем известно? Вот краткая биография - ему 60 лет, в 1979 -м окончил режиссёрский факультет Краснодарского института культуры. Руководил Краснодарским молодёжным любительским театром, который под его началом быстро стал популярным. Позже учился в Москве, на режиссёрском факультете ГИТИСа у Петра Наумовича Фоменко. Работал в театре-студии "Человек", в театре на Малой Бронной, откуда с группой единомышленников ушёл после конфликта с директором и частью труппы, которая не приняла талантливого режиссёра. На основе одного из своих курсов в ГИТИСе основал Студию театрального искусства (СТИ), которая сначала был частный (её финансировал бизнесмен Гордеев). Но в прошлом году в силу сложившейся неблагоприятной экономической ситуации из частного стал федеральным, перейдя под крыло Минкульта. И таким образом театр Женовача был спасён.
Его СТИ считается одним из лучших в Москве: по репертуарной политике, по традициям ансамблевого театра. У него репутация культурного, интересного коллектива, куда ходит образованная молодёжь.
Читайте материал: "Кто на место Табакова: все кандидаты в худруки МХТ"
Из личных качеств Женовача - порядочность, патологическая скромность абсолютная не публичность. Не мастер генерировать новости про себя любимого. Важная характеристика - он не модный. Он - дельный.
Имеет один опыт работы с МХТ: в 2004 году Олег Павлович Табаков пригласил Сергея Женовача на постановку "Белой гвардии". В другом академическом театре - в Малом - у Женовача идут три спектакля ("Горе от ума", "Правда хорошо, а счастье лучше" и "Мнимый больной"), последний отмечен был "Золотой маской" как лучший спектакль большой формы. Не говоря уже о других премиях, которых в разные годы удостаивался режиссёр - им. К. С. Станиславского (1997), «Гвоздь сезона» (2003), премии имени Товстоногова. Что для нас особенно приятно - его спектакли дважды становились лауреатами театральной премии "МК".
Как видно, послужной список солидной, репутация отменная. Но достаточно ли этого для того, чтобы руководить Художественным? Этим очень непростым театральным "организмом" со 120-летней историей, с его традициями, амбициями, разросшимися особенно в последние годы - как среди звёзд, так и в административном аппарате ? Олег Табаков как-то умел всем этим управлять, но, к сожалению, в последние два года из-за своей болезни не мог уже крепко держать руку на пульсе. Сможет ли Женовач строить отношения с медийными актерами, которые были приглашены в МХТ Табаковым 15-18 лет назад? А все они живут по личному своему графику и именно под их киноинтересы много лет выстраивался репертуар. А так называемые модные режиссеры - Константин Богомолов, Рената Литвинова - впишутся ли они в новую художественную идеологию нового худрука?
Возникает и другой, не менее важный вопрос - что будет с его СТИ? Значит ли это, что её молодые артисты автоматом перетекут в МХТ, на разовые, а мхатовские артисты, которых вместе с приглашёнными сейчас за сто человек, останутся без работы и будут в общем то справедливо злиться? И как Женовач сам будет управляться с двумя театрами? Придёт ли он в МХТ со своей командой, прежде всего, административной или согласится работать с прежней? Станет он той "новой метлой", которая будет по-новому мести или...? Сплошные вопросы, вопросы, но то, что если не реформы, то серьёзные преобразования в МХТ необходимы - это понимают как внутри самого Художественного, так и федеральное начальство.