Уважающий себя слуга карандаша, ножниц, нитки и иголки представлял две коллекции в год. Весной и осенью он должен создать (как правило, не только отрисовать, но и отшить вручную) не менее трех десятков образов, выдержанных в одной концепции и поддерживающих общую идею. Поэтому за последние десять лет регулярных сезонных показов по подиуму прошлось более 1000 моделей, созданных Зайцевым, а публике было явлено 10 тысяч образов от маэстро. И его прощальная коллекция под названием «Истоки-2» — эдакая эффектная кода всему, что было сделано за это время.
Центром коллекции стали платья, выполненные из павловопосадских шелковых платков. Они соединили в себе насыщенные цвета и сложные комбинации орнаментальных тканей. И смотрелись очень актуально за счет выверенных силуэтов и деталей. Пальто, душегрейки, фуфайки в комплекте с пышными многослойными юбками, эксперименты с милым сердцу ивановским ситцем, сатином, традиционными мужскими рубахами-косоворотками, с павловопосадскими платками и вологодским кружевом — это не лубок, а что-то очень близкое и понятное каждому из нас.
А ведь когда-то именно за эту идею Зайцева очень ругали и едва не закрыли дверь в мир моды. В начале 60-х годов прошлого столетия он создал коллекцию ярких телогреек и расписных валенок, которую показали на подмосковной Экспериментально-технической швейной фабрике. Худсовет был в ужасе от увиденного. Но, к счастью, среди консервативной комиссии оказался французский корреспондент, который в статье «Он диктует моду Москве» рассказал о талантливом пареньке из Иванова всему миру.
Тогда-то Зайцев и выбрал раз и навсегда свои ориентиры — элегантность и женственность, отороченные богатейшими мехами и расшитые золотыми нитями. Эдакая дистиллированная роскошь, доступная всем. Например, для создания последней коллекции он выбрал черное кружево для вечерних платьев. За счет золотой и серебряной подкладки в этих роскошных туалетах создается удивительный эффект мерцания, напоминающий звездное небо. А нежное цветное кружево создает очень романтичные и женственные образы.
Вышивка, парча, бархат, нити жемчуга, кринолины и корсеты — все, это, конечно, и создает тот неповторимый стиль «от Зайцева», который знают, ценят и любят во всем мире. Модельера ведь всегда восхищал русский национальный костюм с его колоритом и орнаментом. В свое время он много ездил на Север по старинным русским городам — и многие элементы костюмов, которые он представил в «Истоках-2», — оттуда.
Поздравить Славу Зайцева и поблагодарить его за служение моде на прощальный показ пришло так много людей, что его пришлось устраивать сразу в двух залах. В одном — для поклонников и прессы, в другом — для звезд и друзей. Певец Прохор Шаляпин хвастался, что самый красивый его концертный пиджак — от Зайцева. Модельер Валентин Юдашкин признался, что Зайцева всегда воспринимал как учителя и гуру. А Татьяна Михалкова заявила, что именно благодаря Зайцеву она состоялась как модель и получила прозвище «советская Твигги».
«Выращивать цветы на даче и лежать на диване я не собираюсь, — признался Зайцев. — Мне еще так много хочется успеть. Я просыпаюсь в 5 утра и рисую, рисую. Только бы Бог дал еще немного сил».