Тимур не раз говорил о том, что кинематографист находится там, где у него есть работа. А вот о том, что он — еще и талантливый режиссер, мы потихоньку начинаем забывать. Снимает сам редко. Даже обидно, ведь начинал так ярко. Казалось, что в Берлине он радуется тому, что наконец-то не штамповкой блокбастеров занят, а снял настоящее и во многом инновационное кино.
Его название идет от профиля в Facebook. Главная героиня — британская журналистка — создает поддельный аккаунт в Сети, регистрируется под вымышленным именем, чтобы понять, как вербуют молоденьких девушек из Европы в террористическую организацию «Исламское государство», запрещенную в России. В основе фильма — подлинные события 2014 года, разве что имена героев изменены. Мы все время смотрим в увеличенный до гигантских размеров экран компьютера, перемещаемся в социальных сетях. Нечто подобное, только куда более в скромном виде, уже довелось увидеть в продюсерском проекте Бекмамбетова — «Убрать из друзей» Лео Габриадзе — в 2015 году. Там тоже все построено на переписке в соцсетях, и герои общаются в Skype. Они пытаются выяснить, кто довел до самоубийства девушку, обнародовав скандальное видео.
Теперь уже как режиссер Бекмамбетов снял куда более мощный фильм, заставляющий зрителя переживать за своих героев. Он использовал новейшие технологии, и мы вместе с ними участвуем в параллельном диалоге с разными людьми. Все время думаешь о том, чтобы героиня не ошиблась и нажала бы нужную кнопку, иначе ей — смерть. Но ей и без того будет подписан приговор. Нельзя играть в опасные игры с серьезными людьми. Можно, конечно, надев хиджаб, выдавать себя за мусульманку, сближаться с незнакомцем из Алеппо в Сети, если он действительно там, а не где-нибудь в Лондоне. Но чем это обернется? На экране компьютера этот человек прекрасен, у него прямо-таки жемчужные зубы, но он — террорист и выкладывает в Сети видео отрубания голов, а также трогательные картинки кормления котенка из бутылочки. Он рассказывает ей о том, что такое автомат Калашникова. А она нараспев, как мелодию, повторяет русскую фамилию.
Взаимоотношения героев обманчивы, но напоминают настоящую любовь. Красивые люди, если абстрагироваться от того, кто есть кто и чем в действительности занимается. В какой-то момент покажется, что все искренне, и, ведя двойную игру, эти двое всерьез увлеклись друг другом. Иначе почему она так страдает, увидев в Сети гибель виртуального друга? А он всего лишь разыграл сцену смерти, чтобы со смехом воскреснуть.
«Наш фильм о том, что в современном мире мы не можем контролировать информацию. Он — о страхе, связанном с тем, что вы не можете защитить себя. Политический подтекст мне не очень интересен. Фильм — о нас, о людях с их проблемами, проблемах цивилизации, о том, кто мы есть. Это уникальная история. Журналистка фактически работает по системе Станиславского и пытается убедить других в том, что говорит и делает», — рассказал Тимур Бекмамбетов в Берлине.
Картина англоязычная, лишь иногда звучит арабская речь. Снимались в «Профиле» очень выразительные британские актеры Валин Кейн и Шазад Латиф, приехавшие вместе с Тимуром Бекмамбетовым в Берлин представлять фильм. 29-летний Латиф имеет пакистанские корни и соответствующую внешность. Он родился в Великобритании, получил отличное актерское образование в театральной школе, основанной великим Лоуренсом Ольвье. Он много снимается в кино и сериалах, участвовал в «Звездном пути: Дискавери», «Отеле «Мэриголд». Валин Кейн известна по фильму «Изгой-один: Звездные войны. Истории». В группе Бекмамбетова работали российские кинематографисты — фактически та команда, поставляющая нам «Елки».