Днем министр культуры Владимир Мединский и губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко осматривают фасады исторического здания. Министр доволен: фасаду возвращен первозданный вид лепного декора, отремонтирована кровля, воссозданы окна.
Первый вечер дают «Севильского цирюльника» — веселый и поистине комический спектакль, решенный режиссером и художником Эриком Вержье как пестрый костюмированный фест в игрушечно-картонной Севилье. Если на премьере в сентябре в партии Дона Базилио выступил неподражаемый Паата Бурчуладзе, то на этот раз приглашенные звезды Паоло Бордонья (Доктор Бартоло) и Шавьер Андуага (граф Альмавива) составляют замечательную партию «местным» — Василисе Бержанской (Розина), Александру Безрукову (Дон Базилио) и неподражаемому Борису Пинхасовичу в роли Фигаро. Дмитрий Корчак за пультом проявил себя как музыкант высочайшего класса, наделенный тонким слухом, безупречным вкусом и не только пониманием стилистики Россини (ему ли, тенору, поющему партии первого положения в лучших оперных театрах мира, этого не понимать!), но и мастерством работы с оркестром, которому он умело транслирует свои дирижерские интенции. Это не первый дирижерский успех начинающего маэстро, так что можно смело пророчить ему большую карьеру.
Трогательно: на поклонах артисты выводят на сцену юбиляра. Кехман держит на руках десятимесячную спящую дочку, из-за которой, как известно, брал декретный отпуск. Мизансцена вызывает не только подобающее подобному случаю умиление: всем известно, как неоднозначно в обществе, и особенно в критическом, относятся к Кехману. В современной культурной жизни не найти, пожалуй, фигуры более провокативной, чем он. Но что бы ни говорили, есть факты: Михайловский театр, который за 10 лет его руководства из заштатного театрика превратился в центр мировой культуры. А Новосибирский оперный за два года из полуразваленного гигантского сарая преобразился в современный комфортный театр с новым интереснейшим репертуаром. И это — реальность. Как и трогательная малышка у него на руках.
Немного истории: Михайловский театр, возведенный по проекту А.П.Брюллова, был открыт в 1833 году по указу Николая I. Частыми посетителями представлений здесь были Пушкин, Жуковский, Толстой, Чайковский. А ровно через 100 лет, в 1933-м, тут создается балетная труппа, хотя еще десятью годами раньше небольшая танцевальная группа для участия в операх и опереттах здесь уже существовала. К тому времени театр уже переименован в Малый оперный, и десять лет спустя в нем ставят балет «Арлекинада». Постановщик — знаменитый балетмейстер Федор Лопухов. Его и считают отцом-основателем компании. В 1935-м он создает для театра балет на музыку Шостаковича «Светлый ручей» — настолько удачный, что вскоре его перенесут в Большой. Ну а дальнейшая судьба шедевра будет в духе времени: разгромная статья под названием «Балетная фальшь» в «Правде» и забвение на многие годы.
Легендарные имена связаны с театром: Леонид Лавровский, Константин Боярский, Петр Гусев, Игорь Бельский, Николай Боярчиков, Борис Эйфман (дипломная работа — балет «Гаянэ»), Олег Виноградов и Юрий Любимов («Ярославна»). Первая в СССР «Сильфида» поставлена тоже здесь. А еще здесь работали Никита Долгушин, Фарух Рузиматов и много кто еще, вплоть до знаменитого испанского хореографа Начо Дуато (2011–2014), создавшего специально для Михайловского по сути весь современный репертуар. Успехи последнего десятилетия в балете театра связаны с Михаилом Мессерером, представителем прославленной балетной династии. Если Дуато создает современные постановки, то Мессерер возрождает советскую классику — «Лауренсия» и «Пламя Парижа».
После гастролей в Лондоне по итогам 2013 года британские критики объявляют труппу Михайловского лучшей балетной компанией. А еще через год — очередной прорыв: «Класс-концерт», легендарный балет Большого театра, созданный в 1962 году Асафом Мессерером, много лет спустя возобновлен его племянником Михаилом сначала для Большого, а потом и для Михайловского. Этот пользующийся огромной популярностью и не так уж часто (исполнять его адски сложно) показываемый балет и представили в первом отделении балетного вечера.
За пультом уже Павел Сорокин — дирижер, благодаря которому серии «Щелкунчика» или «Светлого ручья» в Большом становятся не только балетными, но и музыкальными событиями. Разнообразие музыки, исполнявшейся во время гала, дало возможность маэстро продемонстрировать разные стороны оркестра Михайловского, который сейчас находится в великолепной форме. Отличная медная группа, прекрасные струнные, замечательно прозвучит обработка музыки Монтеверди, под которую танцевал Роберто Болле. Ну а классические балетные фрагменты звучали с необходимым блеском и красочностью.
«Класс-концерт» — это, собственно, балетный класс в «химически чистом» виде, но художественно преобразованный и показанный в форме спектакля. Тут фактически представлена вся структура балетной иерархии: от учеников хореографического училища (в балете участвовали воспитанники Московской академии) до этуалей с их умопомрачительной техникой. Успешное существование этого балета в репертуаре немыслимо не только без ярких звезд, демонстрирующих свою виртуозность (и их в труппе театра, слава богу, в избытке), но и без сильного балетного коллектива, который сегодня (и это показал вечер) не уступает по своей мощи и мастерству первоклассным европейским компаниям.
Хотели того в Михайловском или нет, но по сути юбилейный гала показывает коллективный портрет современного русского балета, а главное — нынешнее его состояние. Ведь представлены на нем лучшие силы сразу трех ведущих трупп: Большого, Мариинского и Михайловского. Естественно, это и соревнование, которое, как и следовало предполагать, закончилось в ничью, поскольку участники гала — первоклассные профессионалы.
Второе отделение сценой из балета «Золушка» на музыку Прокофьева открывает гармоничный дуэт — Иван Зайцев и Анжелина Воронцова. Очень удачно раскрылась в своем драматическом даровании в знаменитом «черном» дуэте Джона Ноймайера из «Дамы с камелиями» самая органичная балерина Большого — Ольга Смирнова. Интересно смотрелся и сборный дуэт из Большого и Мариинского: Виктория Терешкина, главная питерская балетная звезда, и Артем Овчаренко, безупречный московский классик, вышли в сложнейшем «Большом классическом па» Обера-Гзовского. Правда, в фуэте у Терешкиной не задалось, да и «химии» в дуэте этим артистам не хватило, что можно объяснить внезапной заменой партнера балерины — Тимура Аскерова — на Овчаренко. Но последний так идеально исполняет свои классические вариации, что стоило бы адресовать их в качестве наглядного пособия в Московскую и Вагановскую академии.
Лишний раз убеждаешься и восхищаешься эксклюзивной редакцией балета «Спящая красавица» в постановке Начо Дуато. В па-де-де из этого балета Леонид Сарафанов (а балет специально ставился на него) купается в хореографии испанца — настолько она идет этому изумительному танцовщику. Под стать Сарафанову — изящная, как статуэтка из севрского фарфора, Олеся Новикова, его жена и одна из ведущих прим Мариинского. По-прежнему удивлял и восхищал публику своими трюками в па-де-де из «Дон Кихота» премьер Михайловского театра (он же — приглашенный солист Большого) Иван Васильев: элементами «ультра си» артист владеет потрясающе. Но вот форма незаурядного танцовщика оставляет желать лучшего.
«Вишенка на торте» — Роберто Болле, суперзвезда мирового балета, артист, являющийся на сегодня самым высокооплачиваемым танцовщиком в мире. Получить всемирно известного итальянского артиста Кехману помог руководитель балета Большого Махар Вазиев, который приехал из Москвы в Петербург и активно участвовал в репетициях. И почему такие подарки Вазиев не делает московскому зрителю? Роберто Болле давненько не баловал российскую столицу своим присутствием.
В дуэте из балета «Караваджо» Мауро Бигонцетти, который Болле танцевал со своей партнершей из лондонского Королевского балета Мелиссой Гамильтон, нет прыжков, акробатики и трюкачества, но пластика движений в этом номере завораживает. Помимо эротизма и чувственности отношений между мужчиной и женщиной этот номер дает возможность Болле продемонстрировать публике свое скульптурное и точеное тело. А Болле обожает это делать — он вообще танцовщик с огромным обаянием и мощной харизмой. Человеческое тело, особенно такое, как у Болле, лепки Микеланджело, тут показывается как скульптура, а сам дуэт — как скульптурная композиция: образец совершенной чистоты и красоты.