Или просто внимания. Внимание! На сцене Зиновий Высоковский! Звания здесь не нужны, это пустая формальность. Он — Высоковский, и этим все сказано.
«Дуся, я мысленно пою и мысленно танцую». Это «Маленькие комедии большого дома», Горин, Арканов. Это Тенгизик, неглавная роль коммунального сюжета о большой, чистой, но невостребованной любви. Он так это произносил…
В мыслях он улетал высоко-высоко. Он был талантлив, мудр, пластичен и неравнодушен. Он хотел большего, он мечтал. Но проклятая зависимость… Актер — пластилин в руках режиссера, инструмент для самореализации его величия. Высоковский хотел большего.
При этом совсем не был эгоцентриком, зацикленным на себе. Опять грузинская тема. Он со своей Любовью плывет на теплоходе «Грузия» вместе с Владимиром Высоцким и Мариной Влади. Для Влади и Высоцкого это медовый месяц, свадебное путешествие. Для четы Высоковских — экзотическая, но такая необходимая встреча с друзьями. А для двух артистов это еще и работа, просто работа. За удовольствия надо платить. Как Высоковский относился к Высоцкому… к его памяти… Святое чувство понимания грандиозности этого человека. Как Высоковский читал Высоцкого — вообще словами не передать.
Свобода — вот чего искал всю жизнь Зиновий Моисеевич, к чему всю жизнь шел. Его юмористические (сатирические!) тексты, его выступления на эстраде… Когда его отметил Райкин, он был на седьмом небе от счастья. Он собирал огромные залы, он был завсегдатаем концертов ко Дню милиции. Его ждали (или его Люлька, с которым он сроднился). Его обожали. Органы внутренних дел хохотали до упаду, а он произносил выдуманные им репризы, основанные на реальных событиях (вот она — правда жизни!), своим чуть заикающимся голосом, и только глаза…
«Ах, Арлекино, Арлекино, нужно быть смешным для всех, Арлекино, Арлекино, есть одна награда — смех». Сквозь слезы. Через тернии и невзгоды. Сквозь жизнь.