МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Московской оперетте исполнилось 90 лет

Весь век мы поем

«Московской оперетте» 90 лет. Театр, представляющий «вечно молодой» жанр, как гласит банальная, но приятная истина, уже немолод. 24 ноября в театре отмечают день рождения, зафиксированный протоколом Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов 1927 года: «Оперетту сохранить. Репертуар оздоровить, приблизив его к задачам современности». Из насыщенной биографии «Московской оперетты» «МК» отобрал семь фактов, которые должен знать каждый фанат этого прославленного театра. Семь — потому что именно столько нот, на которых строится неисчерпаемый мир музыки, в том числе и опереточной.

«Летучая мышь».

1. Первым спектаклем государственной советской оперетты стала «Игра с Джокером» М.Багриновского на либретто Г.Хомского в постановке Р.Симонова и Г.Ярона. В основе спектакля лежала пьеса Эжена Лабиша «30 миллионов гладиаторов». Впрочем, какой там Лабиш! Сюжет приобрел совершенно новые очертания: богатый америка­нец Джокер приезжает в Варшаву и влюбляется в даму полусвета. В историю вмешиваются два «прожженных белогвардейца», представители общества «блюстителей престола Российского», и пытаются сорвать с Джокера солидный куш. Все заканчивается благополучно. Влюбленные женятся, белогвардейцы посрамлены. А антреприза Григория Ярона превратилась в государственный театр, получающий субсидию от советской власти.

2. Главным идеологическим рычагом развития оперетты в нашей стране является дискуссия о приоритетах: классика или новые спектакли? Зарубежные шедевры или отечественные эксперименты? Традиционная «венщина» или поиски национальной стилистики? Репертуар театра вскоре после его создания стал прочно строиться на пропорции: на два советских произведения — одно зарубежное.

3. Байка про Ярона: каждый фанат «Московской оперетты» обязан знать хотя бы одну историю из жизни этого блистательного артиста.

Имре Кальман. «Принцесса цирка». III акт. Артист, игравший Кревельяка, заказывает официанту курицу и уходит. Официант–Ярон возвращается с курицей и… не видит своего партнера. Тогда он вдруг роняет курицу на пол. Пытаясь поднять, чтобы никто не увидел, он подфутболивает ее и вновь кидается ловить. Ярон «гоняется» за курицей по всей сцене под взрывы хохота зрительного зала. Наконец, поймав «беглянку», он торжественно укладывает ее на поднос, предварительно отряхнув, подносит вернувшемуся к этому моменту Кревельяку и на его вопрос «Цыпленок свежий?» — отвечает: «Помилуйте, только что бегал!». Эта сцена стала визитной карточкой «Принцессы цирка». С тех пор ее включают во все спектакли, во все фильмы и концерты. Но мало кто знает, что возникла эта реприза из-за накладки. То, что артист, игравший Кревельяка, покинул сцену (по причине, о которой лучше умолчать), вовсе не было предусмотрено. Внеся курицу, Ярон–официант, к своему недоумению, увидел, что заказчик отсутствует… Футболя курицу, великий артист просто тянул время!

4. В годы войны театр продолжал работать: фронтовые бригады выезжали на передовую, где весьма парадоксально звучали фрагменты веселых музыкальных комедий Кальмана и Легара, героями которых были преимущественно беспечные князья и баронессы. Но удар «Московская оперетта» получила вовсе не на фронте, а в глубоком тылу: в самый разгар войны, в декабре 1943 года, в Москве проходит Всесоюзная конферен­ция по советской оперетте!!! Факт сам по себе опереточно неправдоподобный чуть было не обернулся драматическим финалом: деятельность театра была резко раскритикована за безыдейность и отсутствие социалистического реализма. Как можно ставить «Сильву», это ведь деградация! — кричали борцы за идейность в искусстве. Театр, к счастью, не закрыли. И он продолжал существовать со всеми своими вальсами, канканами и прочими легкомысленными шимми. Видимо, это было очень нужно людям. Иначе не могло бы произойти вот такой удивительной истории: в 1945 году в театр пришел фронтовик и предъявил билет на спектакль 25 июня 1941 года. Тогда он не смог прийти, потому что ушел на фронт. Ему повезло, он выжил в этой страшной войне и вот теперь, как победитель, пришел посмотреть любимый спектакль. Это была та самая «деградирующая» «Сильва».

5. Именно для «Московской оперетты» написал свое единственное сочинение в этом жанре великий композитор Дмитрий Шостакович. Оперетта называлась «Москва — Черемушки» и была посвящена квартирному вопросу. В ней автор симфоний, опер и серьезнейших камерных сочинений использовал тему «Имел бы я златые горы» да и остальной материал «подтянул» к этой незамысловатой бытовой песенке. Все это вызвало тогда, в 1957 году, весьма разноречивую реакцию музыкальной общественности: от недоумения и восторга до потрясения и гнева. Сам Шостакович не любил это произведение. И даже, если верить его письмам, стыдился его. Написал его Шостакович прежде всего ради гонорара — он испытывал недостаток в средствах. Однако когда ему намекнули, что после премьеры автор должен устроить ужин для актеров, Шостаковича не смогли остановить финансовые трудности. Он немедленно побежал в Союз композиторов, занял нужную сумму и пригласил на банкет весь театр. Спектакль имел большой успех.

6. Оперетту считают легкомысленным жанром только профаны. Настоящие профессионалы относятся к оперетте с огромным уважением и стремятся работать с партитурами Кальмана, Легара и Штрауса. Это в полной мере относилось к великому музыканту Мстиславу Ростроповичу, который именно в «Московской оперетте» ставил «Летучую мышь». Вот так вспоминала о своем участии в этом легендарном спектакле примадонна Лилия Амарфий: «Я только-только пришла в театр, когда Ростропович репетировал у нас «Летучую мышь». Спускаюсь в буфет, встаю в очередь. Следом подходит мужчина и спрашивает: «Балерина?» — я в короткой юбке была. Отвечаю с долей вызова: «Нет, певица», — и поворачиваюсь. Вижу — это Ростропович. Ну слово за слово разговорились: какой голос, что пою, давно ли в театре... Он взял мне бутерброд с ветчиной. Пока я ела, рассказала ему всю свою творческую биографию. Он спрашивает: «Адель знаешь?» Пошли в класс, я спела, и он меня назначил на роль. Параллельно успела сделать с ним «Сказки венского леса».

Роль Адели стала одной из самых любимой в репертуаре замечательной певицы Лилии Амарфий, столь рано ушедшей от нас.

7. Именно в театре «Московская оперетта» родился российский мюзикл мирового стандарта: им стал спектакль «Метро», выпущенный на сцене театра в 1999 году. Все эти годы театр развивал новый для России жанр.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах