На четвертом этаже при входе в зал выдают VR-шлемы и любезно объясняют, как использовать — сначала закрепляют аппарат на глазах, а потом надевают наушники, — и на что нажать. Проходим в темный, затянутый в черное зал, где ничего, кроме обычных столов и ламп на них, даже книжек нет. Но стоит надеть шлем с увесистым аппаратом, сжимающим нос, как перед глазами в видоискателях возникает изображение берез, на фоне которых символы. Достаточно на один из них навести виртуальный белый крестик, затормозить на секунду, и… С этого момента вы улетаете в путешествие во времени и в пространстве.
Проект «Ночь в библиотеке» — это подарок Робера Лепажа национальной библиотеке своего родного Квебека, отпраздновавшей свой первый юбилей. В честь десятилетия книгохранилища он и сочинил реальность без многотомных собраний сочинений, каталогов, читателей… но они есть. Каким образом осуществляется их отсутствие/присутствие? Спасибо новым технологиям, которые переносят зрителей в виртуальные книжные сокровищницы Александрии, Мехико, Сараево, Вашингтона, Копенгагена и даже подводного «Наутилуса» — плода фантазии писателя Жюля Верна.
Путешествие визуально очень эффектное: благодаря VR-шлему с его 3D-возможностями я уже не сижу у стола с лампой, у меня нет под ногами пола, вокруг тоже ни души, а мое тело как будто парит в воздухе, и я рассматриваю панораму библиотеки капитана Немо. Мультяшный капитан-педант расхаживает перед мультяшными полками, а голос Евгения Миронова (он курирует российскую версию проекта) рассказывает, как устроена библиотека господина Немо: собрана строго по алфавиту и в ней нет новых поступлений — глубоководная библиотека давным-давно отрезана от внешнего мира.
И это единственное хранилище книг, которого нет на свете, а только в книге великого французского фантаста. Зато все остальные — реальные древние и современные хранилища мировой мысли, немые свидетели событий с сочинениями, зачитанными до дыр или отправленными в ссылку как неугодные своему времени. Текст Альберто Мангеля, лаконичный и философский одновременно, согрет личным отношением и чувством, что выводит его из раздела путеводителей. А великолепная работа художника Стива Бланше, детально передающая историческое убранство старинных библиотек, штришками элегантно вносит юмор и живую нотку в исторический экскурс. Так, в роскошной парламентской библиотеке Оттавы, известной богатыми фондами юридической литературы, на первый план выставлено уникальное во всех смыслах издание — каталог редких птиц, изображенных в натуральную величину, и он единственный не по теме каким-то невероятным образом затесался в собрание строгих книг по юриспруденции. Сотрудница библиотеки на ваших глазах листает внушительного вида фолиант, а с его страниц слетают редкие птицы и нахально разгуливают по библиотеке, дятел долбит исторический интерьер из редких пород дерева.
Правда, после увлекательнейшего книжного путешествия, когда снимаешь шлем, слегка кружится голова, но чертовски хочется отправиться в Александрию, или Сараево, или Мехико и уже без VR-шлема, а лично пройтись по этим уникальным библиотекам. Небольшая качка в голове, видимо, стала единственной причиной ограничить возраст посетителей — 12+.