Уже на подходе академический театр гордо предъявляет свой обновленный фасад. Леса сняли за день до события, и теперь фасад исторического здания красуется новым цветом, несколько отличающимся от старого, — отдает немного оранжевым. Но все цвета согласованы со строгими специалистами, надзирающими за культурными историческими памятниками.
Сбор вахтанговской труппы совпал с очередным заседанием суда над руководством Седьмой студии. Вахтанговцы выразили поддержку своим коллегам — Юрию Итину, Алексею Малобродскому и Нине Масляевой, а директор подчеркнул, что сейчас особое внимание уделяется экономической жизни театров.
— В конце прошлого года у нас прошла ревизионная проверка работы хозяйственно-экономического блока. По результатам её, можно сказать, на четыре с плюсом.
На новой сцене, где и должен начаться сбор, уже выставлена декорация из стекла: на двух круглых столах в несколько рядов бокалы, а вокруг бутылки с шампанским. Вахтанговский — и сам как дорогое шампанское — третий год именно так открывает свой сезон. Министр культуры Владимир Мединский награждает орденом «Знак почета» худрука Римаса Туминаса и подтверждает, что на сегодняшний день Вахтанговский является по творческим и экономическим показателям образцовым.
Пока же на экране демонстрируются доказательства этого тезиса: за год труппа сыграла 700 спектаклей, которые посетили 308 тысяч человек, что является абсолютным рекордом. Театр также рекордсмен по привлечению внебюджетных средств.
— Я хвалю, но даже боюсь сглазить, — признается министр.
Эстафету достижений принимает от министра директор Кирилл Крок. Из его презентации материальной и творческой жизни театра впечатляют несколько моментов: география гастролей (40 — по городам России и 29 — за рубежом), прибавка жалованья каждому работнику театра — от уборщицы до народных артистов — на 5 тысяч рублей, и это помимо премий и выплат, которые с начала этого года были уже увеличены на 15 процентов. Надо понимать, что сегодня в Вахтанговском самая высокая средняя оплата труда по отрасли (таковы итоги 2016 года) — 103 тысячи рублей.
Ну и самый главный пункт директорского спича — это завершение полной реконструкции Симоновского театра, который теперь называется «Симоновская сцена» и становится филиалом Вахтанговского. Реконструкция проведена в рекордные сроки — за два года. Там, где была разруха из прошлого века, теперь будет современный комплекс с двумя залами, стильными служебными помещениями, цехами, гримерными, зрительской и экспозиционной зонами (экспозиционная посвящена династии Симоновых).
Конечно, это безусловная победа Кирилла Крока и художника Максима Обрезкова, который не только сделал прекрасный проект, но и отслеживал ход всех работ. Симоновская сцена распахнет двери 17 ноября. О том, что будет там происходить, и рассказывает своим артистам Римас Туминас.
Вот он подходит к микрофону, и его задумчивый вид резко контрастирует с победным маршем, заслуженно прозвучавшим в цифрах, фото- и видеодокументах.
— Хочется жить, посмотрев эти сюжеты, историю прошлого сезона, — начинает он. — Хочется верить, не терять надежды на лучшее. Может быть, не весь будущий наш сезон раскрою... Я перед многими из вас в долгу, со многими еще не встречался в работе, но постараюсь до каждого дойти.
По словам Туминаса, сейчас творческие силы театра будут сосредоточены именно на Симоновской сцене — ее откроет «Бал шутов» в постановке Екатерины Симоновой, молодой актрисы из симоновской династии. «Это символическое событие и справедливое», — добавляет Туминас. Драматург и телеведущий Андрей Максимов с художником Максимом Обрезковым выпустят там же «Сон императрицы». И четыре молодых режиссера, заявивших о себе в два предыдущих сезона, также начнут работать на Симоновской сцене. Автор нашумевшего «Нашего класса» Наталья Ковалева уже приступила к репетициям спектакля по повести Лескова «Очарованный странник». Еще одно новое имя — актер Федор Воронцов (сын недавно ушедшего актера Михаила Воронцова) приступил к самостоятельной работе «На юбилее» (он автор, ставит Илья Шиловский), где в главной роли выступит замечательный актер старшего поколения Евгений Карельских. А первой премьерой на новой сцене станет «Сергеев и городок» в постановке Светланы Земляковой.
Александр Коручеков, Владимир Иванов, Владимир Мирзоев — вот те режиссеры, которые предложат свои работы в новом сезоне.
— А 20 ноября мы будем праздновать 90 лет Михаилу Ульянову, — говорит Римас Туминас. — Будет здесь неизвестный Ульянов, такой он в своих дневниках. Но хочу напомнить его словами, что у меня будет тоже маленький юбилей — 10 лет как я руковожу этим театром. (Аплодисменты.)
Римас читает записи Ульянова. Как о себе.
«Десять лет я сижу в главном кресле художественного руководителя этого театра. Но все чаще и чаще приходит в голову мысль: «А не бросить ли это все?». Плохо справляюсь с рулем этого перенаселенного корабля: не хватает воли, не хватает решительности. Кто-то сказал: «Пока Ульянов не научится говорить «нет», порядка не будет в театре». Мне природой не дано гибкости, компромиссности, жестокости и беспощадности. Все это банальная мысль, но и истина».
— Это близко и мне, сомнений много и в себе, но я люблю человека, жизнь и попытаюсь гармонизировать мир, насколько это мне удастся. Я только пожелаю вам не терять вкус — мы сейчас в зоне опасности, теряем вкус. Играем много, но надо об этом помнить. И еще я хочу объявить, что закрывается наша Первая студия — она уже сыграла свою роль, помогла, но она себя исчерпала. И наверное, моя вина, что я не сразу к ней подключился, не смог часто быть с ней… Закрытие произойдет постепенно: с кем-то по-доброму попрощаемся, кому-то предложим договор, но надо меняться, надо меняться. Это касается не только студии: все чаще молодые артисты предлагают мне вместо себя ввести других актеров или отказываются от маленьких ролей, эпизодов. Я думаю: «Правильно, уходите из эпизодов, уходите из маленьких ролей, ждите главных — пять, семь лет. Но во что вы превратитесь за это время? Я могу представить». Такие невеселые мысли сложились у меня в этот день. А теперь все выпьем шампанское.