— Встреча с Баталовым относится к числу счастливых озарений, которые приходят к режиссеру во время работы над фильмом. У меня были соображения по поводу этой роли совсем другого рода, но, когда мы уже дошли до предела и не было никакого понимания, кто же будет играть эту роль (а съемки должны были начаться уже через два дня!), в это время по телевизору показывали картину «Дорогой мой человек». («Дорогой мой человек» — знаменитый фильм хрущовской «оттепели». Алексею Баталову, сыгравшему там одну из главных ролей, было тогда 30 лет - «МК»).
Это было поразительно! В это время мы разговаривали, обсуждали кого можно еще попробовать на Гошу, и вдруг… Глазом косились в телевизор и, я помню, мы оба со вторым режиссером ошалело друг на друга посмотрели: «А почему не Баталов?» — сказали мы в один голос.
Вот это был счастливый миг для меня, для фильма «Москва слезам не верит», для партнеров, да и для самого Баталова как потом выяснилось.
Но, когда я пришел к любимейшим моим покровителям, знаменитым сценаристам Юлию Дунскому и Валерию Фриду и сказал им, что Баталова хочу взять, они даже как-то поморщились: «Да ладно вам, Володя, это уже использованный материал». Но мы и это преодолели.
«Да гори оно синим пламенем, я буду сниматься у вас!»
- Баталову тогда было около 50, и он, действительно, уже из обоймы вышел. Я позвонил ему. «Ну, давайте, пришлите сценарий», — достаточно равнодушно сказал он. Мы прислали. Потом он отзвонил: «Знаете, сценарий неплохой, но я занят, болен…», в общем, вежливая форма отказа. Я, расстроенный, повесил трубку, однако уже понял, что, может быть, Гошу искать надо среди поколения Баталова. А мы-то хотели, чтобы он был как минимум на 10 лет моложе, такой 40-летний человек, 35-летнего даже.
Тогда я уже начал подумывать о других кандидатурах, но, как это ни странно, практически ночью, часов в 12, раздался звонок: «Здравствуйте, это Баталов. Знаете, я подумал, да гори они синим пламенем, все эти мои дела, давайте я буду сниматься у вас». Вот это было судьбоносное решение Баталова и судьбоносный для фильма звонок.
«В нем не было никакой звездности»
- Дальше начались съемки, и каждый раз присутствие Баталова на площадке поднимало весь уровень кинопроцесса. Идет Баталов, пришел Баталов, начал играть Баталов — все вокруг замирало. Большего, чем он авторитета на площадке не было, ни Муравьева, ни Алентова, ни Фатюшин не были звездами такого уровня. А он был звездой высокого полета, что называется. Но я столкнулся с тем, что в Алексее Владимировиче решительно никакой звездности не было.
Помню один из первых съемочных дней. Мы снимали что-то на натуре в Москве. Он приехал на своей «Волге». Я сел к нему в машину и мы начали разговаривать. Не о кино, не о Гоше — о МХАТе. Он же мхатовец, как и я, да не простой, а проросший корнями в этот великий театр. Закончил школу-студию МХАТ. Отец его Владимир Баталов тоже работал во МХАТе, был близким ассистентом Станиславского.
Его родной дядя Николай Баталов, замечательный актер, который еще в «Путевке в жизнь» играл. Николай Баталов был женат на великой Андровской, Алексей Владимирович называл ее своей тетушкой. А еще близкой его родней приходился Виктор Яковлевич Станицын, один из главных актеров МХАТа второго поколения.
Все эти люди, бывшие для нас легендой, оказались для Баталова либо родственниками, либо людьми, которые трепали его по волосам, гладили и говорили: «Как дела, Леша?» Он рос во дворе Московского Художественного театра, провел там детство, пока не переехал с мамой на Ордынку. В общем, нам было о чем поговорить.
«Наташа Вавилова снялась у меня только из-за Баталова»
- Так вот, когда в очередной раз мы сидели у него в машине и говорили, я ему пожаловался: «У меня беда, девочка-актриса, которая должна играть Александру (а это Наташа Вавилова, которая до этого уже снялась у меня в «Розыгрыше») отказывается. Вернее, родители ей запретили». Да, они же хотели, чтобы Наташа стала дипломатом, а не артисткой.
Вдруг Баталов неожиданно с мальчишеским азартом говорит: «Да поехали, адрес знаешь?» Мы поехали на его «Волге» в перерыве между съемками, позвонили в дверь. Открывает мама. Она сразу ошалела: сам Баталов к ней приехал! Стоит в костюме, в куртке, в кепочке, ну как в фильме: «Здравствуйте, меня зовут Алексей Владимирович, можно пройти?» — «Пожалуйста». — «Вот у вас дочка, мы хотим, чтобы она играла, а она…».
А Наташа Вавилова сидела в соседней комнате, как мышь испуганная. Вышел папа, мы все вместе поговорили… Ну как они могли отказать самому Баталову? И Наташа стала сниматься.
Читайте материал: Как жил и играл Алексей Баталов: слесарь Гоша или герой-интеллигент