Еще до вчерашнего дня в жизни модного режиссера все было безоблачно. По нашим сведениям, он в воскресенье вернулся из Берлина, а уже в понедельник был в «Геликон-опере», где репетировал первый акт новой оперной постановки «Чаадский» — премьера назначена на 1 июня. До этого он снимал кино, вроде бы в Руанде. И вот как будто поезд, мчащийся на большой скорости, резко остановлен. Всю первую половину дня в квартире на Пречистенке, в самом «Гоголь-центре», на «Винзаводе», у бывшего директора департамента господдержки искусства Минкульта, а ныне директора РАМТ Софьи Апфельбаум шли обыски. Изучали содержимое компьютеров, флешек, деловую документацию, бухгалтерию. В три часа дня Серебренникова повезли в Следственный комитет. Он выглядел удрученным, признался, что не понимает, что происходит.
Журналисты строят версии: что могло произойти, откуда ветер дует. В «Гоголь-центре» всех попросили выключить мобильные телефоны — поэтому никто не выходит на связь. Социальные сети еще больше всех запутывают.
Нити ведут к «Седьмой студии», которой с 2012 года руководил Кирилл Серебренников. И тут вопрос уже к Министерству культуры РФ — именно это ведомство (в тот период его возглавлял Александр Авдеев) три года подряд выделяло довольно серьезные суммы на эту студию, олицетворявшую собой современное искусство. «Седьмая студия» действительно арендовала на «Винзаводе» так называемый «цех белого» под проект «Платформа», экспериментировала там с разными видами современного искусства, выпускала постановки — успешные и не очень. Правда, зарегистрирована новая театральная организация была почему-то на адрес Кирилла Серебренникова на Пречистенке, и теперь становится понятно, почему именно там был проведен обыск.
После того как «Студия» прекратила работу по причине отсутствия госфинансирования, периодически стали всплывать слухи, что будто театральную организацию проверяют финансовые органы. Как будто были подозрения в обналичивании государственных денег, выделяемых «Студии». И похоже, что именно это и стало основной причиной внезапных обысков у режиссера Серебренникова.
Уже сейчас в социальных сетях Кирилла Серебренникова называют жертвой режима, что дело сфальсифицировано будто из-за его политической позиции, которую он не раз публично высказывал. На самом деле ничего радикального — вполне привычная либеральная риторика относительно правящего режима. А вот с ним, кстати сказать, у Серебренникова были свои отношения. Всем известно, что с одобрения Вячеслава Суркова, работавшего в Администрации Президента, режиссер получал поддержку своих проектов и благодаря ему же встал во главе «Гоголь-центра».
Читайте материал "Обыски у Серебренникова проводятся по делу о хищениях в "Гоголь-центре"
Претензии департамента
Ровно два года назад, в апреле 2015‑го, «Гоголь-центр» уже оказывался в центре финансового скандала, вплоть до того что глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский официально объявлял о задолженности театра перед разными организациями ни много ни мало в 80 миллионов рублей. И это притом что «Гоголь-центр» щедро финансировался властями (начиная с Капкова), поскольку относительно новой (вместо Театра им. Гоголя) культурной институции был дан полный карт-бланш и выделена немалая субсидия. Что, впрочем, вызывало недоумение иных театральных директоров, намекающих, что лучше бы «утром — шедевры, вечером — деньги», а не так, что сначала деньги, и большие деньги, а потом... банкротство. Стоял вопрос даже о закрытии «Гоголь-центра», но в 2015 году Кирилл Серебренников из своих личных средств, а также из денег, собранных коллегами, полностью рассчитался по долгам. И в настоящий момент у Департамента культуры к «Гоголь-центру» вопросов вроде как нет.
В приватных разговорах директора с содроганием говорили о расстрельном директорском месте в «Гоголь-центре», на которое по собственной воле никогда бы не согласились: только в 2015‑м из театра «ушли» Алексея Малобродского (главное отчетное лицо), через четыре месяца уходит и следующая директриса — Анастасия Голуб, трезво оценившая размеры бедствия... После чего Кирилла Серебренникова назначают и.о. директора.
Уже тогда было очевидно, что администрирование в театре явно не на высоте, и нужно было очень постараться, чтобы — при всем кредите доверия властей — довести дело до долговой ямы. Очень жаль, что проколы в финансовой деятельности так и продолжают шлейфом тянуться за Серебренниковым, что ему на пользу, естественно, не идет.
Претензии министерства
Итак, на сегодняшний день в шуме по поводу Кирилла Серебренникова внятного мало, но то и дело всплывают разные суммы: от 200 миллионов рублей до 1 млн 286 тыс. рублей. В частности, последняя цифра обозначает якобы деньги, выделенные на костюмы для экспериментальных спектаклей. Много это или мало? Для практиков это вообще не вопрос. На него они отвечают сразу несколькими: 1 миллион 286 тысяч отпущено на один костюм или нужно «одеть» весь спектакль? Ведь, например, одеяние английской королевы в одной постановке стоит 1,5 миллиона! Костюмы из каких тканей? Нужно ли их «старить», фактурить?
Мы связались с известным театральным художником Викторией Севрюковой. На вопрос «много это или мало» отвечает: «Это ничто».
— Каждый спектакль нужно рассматривать по-разному. Например, просто майка — одна цена, а обработанная, «продуманная» — другая. Если у кого-то возникают подозрения, то надо садиться и составлять альтернативную смету, все просчитать. То есть разговаривать надо только со сметой в руках.
Напомним, что «Седьмая студия» была основана Кириллом Серебренниковым на основе его курса в Школе-студии МХТ. Еще при жизни Константина Сергеевича Станиславского, основателя Московского художественного театра, уже работали шесть студий, возникавшие в разное время. Поэтому вполне естественно, что Серебренников удачно назвал свою седьмой.
За несколько лет «Студия» и ее проект «Платформа» работали в разных направлениях: театральное, изобразительное и современная музыка, — у каждого были свои кураторы. Наиболее заметные среди постановок считаются «Отморозки» (2011) по мотивам романа «Санькя» Захара Прилепина; «Метаморфозы» (2012) по мотивам мифов Овидия (режиссеры Давид Бобе, Кирилл Серебренников), с 2013 года спектакль вошел в репертуар «Гоголь-центра»; «Сон в летнюю ночь» (2012) по Шекспиру (режиссер Кирилл Серебренников), с 2013 года — в репертуаре «Гоголь-центра».
Поскольку площадка считалась экспериментальной, то рассчитывать на коммерческий успех постановок не приходилось, да никто и не собирался. Были удачные постановки, были проходные, но эксперимент на то и эксперимент, чтобы заниматься поиском. Вопрос только в цене... вопроса. Многие театры и студии имели тогда основание злиться, что финансовые вливания в новый проект неоправданно высоки. Впрочем, от такого «куска» госпирога, достанься он ему самому, вряд ли бы кто отказался.
Читайте материал "Актриса «Гоголь-центра» Ауг назвала обыски «процедурой устрашения»"