Мейнстрим мирового театра представляют постановки Питера Брука («Поле битвы»), Робера Лепажа («887»), Джеймса Тьерре («Лягушка была права»), Деклана Доннеллана («Зимняя сказка»), Филиппа Жанти («Внутренние пейзажи»). Но есть художники, о работах которых хочется знать больше.
Для интеллектуалов и тонкачей — «Тайная сила» (реж. Иво ван Хове, «Тонелгруп Амстердам»). Бельгиец ван Хове — один из самых востребованных театральных режиссеров мира, мастер авангардных постановок, лауреат премий Лоуренса Оливье и «Тони» (английский и американский театральные «Оскары»). В его постановках работали такие звезды, как Рут Уилсон, Жюльет Бинош, Джуд Лоу и другие.
«Тайная сила», созданная по роману нидерландского классика Луи Куперуса (писал на рубеже XIX–XX веков), отвечает на вопрос, который сегодня поставил мир в тупик: на что обречена интеграция западной и восточной культур? События разворачиваются в голландской колонии на острове Ява. У зрителя возникнет почти физическое ощущение тропиков: на сцену в буквальном смысле обрушивается тропический ливень. При этом звучит живая музыка, виртуозно исполняемая одним музыкантом на рояле и гонгах.
Для тех, кто не зажат рамками традиций, — «Перрон номер №3» (реж. и хореограф Тина Кронис, «Мувмент Базар», США). «Три сестры» по-американски — это уморительно смешно. Дерзкая адаптация русской классики — это коллаж из хореографии, водевильных реприз, предельно экспрессивной жестикуляции и элементов комедии дель арте. Чехов, не терпевший серьезного отношения к себе, был бы доволен.
Для тех, кто любит погорячее, — «Голоса Амазонки» (мировая премьера, самый первый показ, копродукция Англии и Бразилии). Бразилия, жаркая и томная. Тропический мюзикл из самого сердца Бразилии — так его называют продюсеры Элла Спира и Пьетра Мелло-Питтман («Сестры Гримм»). Легенды Амазонии оживают в танце и песнях. Зажигательные самба, капоэйра, цирковые номера. А теперь внимание: закадровый текст читает Джереми Айронс!
Для тех, кто способен оценить величие трагедии, — «Лукреция Борджиа» (реж. Дени Подалидес, «Комеди Франсез», Франция). Драма Виктора Гюго, где постоянно бродит опасность, а смерть ненасытна. Классика театра в высоком смысле слова. Эрик Рюф как художник вдохновлялся рисунками и акварелями Виктора Гюго, а как сценограф — архитектурой снов. Костюмы Кристиана Лакруа играют всеми «оттенками» черного. Величественная трагедия в великолепном исполнении артистов.
Ценителям женской брутальности и пекинской оперы — «Мулань» (реж. Ли Сяопин, театр перкуссионной музыки «Джу Перкашн Груп» в сотрудничестве с национальным оперным театром «Го Гуан», Тайвань). Древняя легенда о девушке, ставшей солдатом вместо своего отца. От этого нежность и брутальность одновременно. Перкуссионный язык постановки создает неповторимый стиль всего повествования, звуковое полотно. Мощная энергетика, зашкаливающие эмоции.
Парадоксально и остроумно — «Шесть персонажей в поисках автора» (реж. Эммануэль Демарси-Мота, «Театр де ля Вилль», Париж). Еще в начале 2000‑х гг. Демарси-Мота поставил эту пьесу в театре «Буфф дю Нор» у Питера Брука. Тогда эта постановка взорвала театральный мир. Теперь, став уже маститым режиссером и директором театра, Демарси-Мота вновь вернулся именно к этой пьесе Пиранделло. Очень остроумная и тонкая постановка.
Для любознательных — «Даркнесс Пумба» (хореограф Ким Чжэ Док, театр «Модерн Тейбл»). В корейской культуре пумба — это странствующий певец, актер, скоморох, одетый в лохмотья, часто пьяненький. Пумбы с древности бродили по деревням и зарабатывали на хлеб импровизированными комичными представлениями и песнями. Между прочим, ходят и сейчас… В «Даркнесс Пумба» сошлись корейское национальное пение пансори, современный танец, бас-гитара и ударные. Ким Чжэ Док для нас темная лошадка, хотя его известность уже вышла за пределы Южной Кореи: «Модерн Тейбл» с большим успехом проехал с гастролями по известным сценическим площадкам Великобритании, США, Японии, Китая, Бразилии, Австралии, Аргентины и вот добрался до России.
Для тех, кто следит за дебютами, — «Одноактные балеты» (компания «Акоста Данца», Гавана). Даже интересно, что получилось у кубинца Карлоса Акосты, много лет прослужившего премьером Королевского балета «Ковент-Гарден» и создавшего у себя на родине новую труппу — «Акоста Данца». Она-то и представляет вечер модных современных хореографов, работающих в разных стилях. Невероятно красивые и пластичные танцоры с кубинской изюминкой… По сути, это международный дебют труппы, которая скоро будет у всех на слуху.
«Пока львы молчат» (реж. и хореограф Акрам Хан, компания Акрама Хана, Великобритания). Контемпорари-данс по книге Картики Наир «До тех пор, пока львы: эхо Махабхараты» «Пока у львов не появятся свои летописцы, история всегда будет прославлять охотника». Свою летопись известный хореограф сделал предельно метафоричной и абстрактной, захватывающей и прекрасной. Он обращается к женским персонажам тех мифов, где женщины не воспеты соответственно их силе, уму и необычайной выносливости.