Проведение столь масштабного мероприятия в Кремле в канун праздника уже стало доброй традицией. Число участников год от года только растет: кто бы мог подумать — в патриотической акции «Спасибо за верность!» в этом году хотят выступить волынщики из Шотландии в национальных костюмах. Вообще же весь концерт — это своеобразный рассказ в песнях о Великой Отечественной войне, и песни все будут одна другой любимее — ведь в них сохраняется народная память о грандиозных, хотя и трагических вехах нашей истории. Поучаствовать в памятном вечере сочли для себя честью все поколения звезд — от мала до велика, от Юрия Соломина, Михаила Ножкина и Иосифа Кобзона до юных талантов-победителей телевизионного проекта «Синяя птица»... Сейчас полным ходом идет подготовка: даже в гримерке в Театре им. Вахтангова Василий Семенович работает над сценарием, просматривает видеофрагменты. Для нас артист находит несколько минут, чтобы еще раз донести главную мысль — насколько важно о войне помнить.
— Грядет такая важная акция, и вы не раз, выходя на сцену, вспоминали о первых днях войны, которую встретили в семилетнем возрасте...
— После войны появилась такая замечательная часть молодежи, которых называли «дети войны»… Те три года, которые лично я перенес в оккупации (другие — по четыре года), — не могли пройти бесследно. Это были самые серьезные переживания в жизни, которые научили ненавидеть зло, жестокость... Война стала основой формирования нового понятия «Человек». До сих пор больше люблю именно военные песни, военные стихи, прозу...
20 июня мама отправила нас, троих детей, на Украину к дедушке и бабушке —станция Абамеликово Кодымского района Одесской области, между Винницей и Одессой. Мы туда приехали 22 июня 1941‑го, в пять утра вышли, и над нами летели самолеты — бомбить Одессу. Вот так для нас началась война. А кончилась в 1944‑м, когда под Одессой наши врезали немцам в очередной раз, и они побежали в Румынию опять мимо нас... И это я помню, потому что ночами вязли машины громадные — с пушками, пулеметами, снарядами. И они сами поджигали эти машины, потому что дальше дорог не было, а партизаны уже наступали, — вот это осталось на всю жизнь в памяти.
— Как вам кажется, в чем феномен акции «Бессмертный полк»? Она естественная, идущая снизу, не официозная...
— Абсолютно, никак она не была навязана сверху: никто не командовал, ничего не приказывали делать. Впервые лет семь-восемь назад в нескольких городах —в Томске, в Тюмени — во время парада 9 мая прошли офицеры, оружие провезли, молодежь прошла, и вдруг появилась группа людей, которые несли портреты своих близких... шли человек 150. Многие даже не поняли сначала, что это за портреты. А когда поняли, все сидящие на трибунах встали. Так оно, это движение, и родилось. И вот год за годом такие акции дошли и до Австралии, и до Нью-Йорка, и до Лондона... Уже более 70 стран объединило это движение.
— К тому же «Бессмертный полк» заставляет людей копаться в архивах, выстраивать свои родословные...
— Да, мне вот одна бабулька рассказывала: «Василий Семенович, сижу дома, смотрю шествие на 9 мая, несут портреты — и ничего не понимаю, думаю, что это они, ну какие еще портреты, с ума они, что ли, сошли? А когда рассмотрела, кто на портретах, все военные там, бросила все, выключила телевизор, начала фотографию искать — Сашка, Сашка, где ты? — А это сын ее. — Нашла Сашкин портрет и побежала на улицу!». Вот так и зарождалось это движение бесценное, потому что это память о великом поколении. Память о невиданном русском мужестве, которое было проявлено в те страшные годы. И то поколение страну отстояло: «Мы за ценой не постоим».
— Сколь долго после войны держалась ненависть к немцам?
— Не так уж быстро она исчезла. Во всяком случае, я долгие годы не мог спокойно слушать немецкий язык, потому что слышал его мальчишкой в оккупации.
— Помогает ли движение «Бессмертный полк», сплотившее миллионы людей, противостоять новым вызовам?
— Безусловно. Это самая живая память. Это добавляет мужества живущим. Посмотрите, как разрастается террористическая угроза, справиться с ней можно, только если все сплотятся и раздавят ее. Странно, что не все страны понимают, что за это надо браться всем сообща и немедленно, пока не поздно!