Среди 90 экспонатов – минимум 82 шедевра, которые достаточно полно характеризуют этапы творческого пути мастера. Начинается все метафизическими композициями в духе другого итальянца де Кирико, чья выставка идет сейчас в Новой Третьяковке, а завершается поздними эмоционально взволнованными, при этом строгими работами.
Экспозиция выстроена в хронологической последовательности и тематически разделена на главные направления: автопортрет, натюрморт, пейзаж и цветы. Акцентированы произведения, которые сам Моранди называет «вариантами» – это схожие, но всегда отличающиеся друг от друга композиции с изображением одних и тех же предметов.
– Марина Девовна, вы называете Моранди одним из любимых своих художников. Чем он вам близок? – спрашиваю у директора музея Марины Лошак на вернисаже.
– Подходом к жизни, выстраиванием приоритетов, волшебным состоянием. У него удивительная сущность — не поверхностная, глубокая, легкая. Моранди и есть искусство, во всей полноте, которая содержится в этом слове. Без внешнего, социального, амбиций. У него всё ради внутренних задач, которые ставит перед собой художник.
За архитектуру отвечают Кирилл Асс и Надежда Корбут, покрывшие стены декоративной штукатуркой, которая потрескиваниями имитирует старину. Что касается цвета, то все, включая пола, решено в небесно-голубом. Впервые за долгие годы приоткрыты окна, что наполняет пространство дополнительным светом, воздухом, в которых нуждается искусство Моранди.
Сам художник безумно внимательно относился ко всему, что связано с его творчеством, поэтому даже отслужившие кисти торжественно хоронил в своем саду в Болонье, где прожил всю жизнь.