Чем запомнилась церемония «ЗМ»-2017? Уж точно не революционным настроем, хотя и выпала она на год столетия Октябрьского переворота.
Ч/б костюмы танцоров и ведущих — гуттаперчевой Анны Чиповской и остроумного Сергея Епишева (кстати, он и член жюри этого года). Белый холодный свет, заливающий черное пространство, и холодные лучи, расчерчивающие его вдоль и поперек. Пластмассовые шарики пинг-понга вперемешку со сценическим снегом. И три бледных женских лица на плазме — три мадонны, мультяшным голосом рассуждающие о современном театре (про мат, формат и что-то еще). В общем, постановщик Нина Чусова в союзе с художницей Ксенией Перетрухиной предъявили уважаемой публике деловой образец минимализма в черно-белой гамме.
Установка на минимализм — и в содержании церемонии: танцы, минимум конферанса и слов благодарности. Даже слово «волнительно» за три часа прозвучит всего (внимание!!!) три раза.
Итак, больше всех аплодисментов достанется Владимиру Этушу и Олегу Табакову (номинация «За вклад в театральное искусство») и Евгении Симоновой («Лучшая женская роль»), блестяще сыгравшей жену Льва Толстого в спектакле «Русский роман» Театра им. Маяковского (режиссер Миндаугас Карбаускис). Евгений Миронов, вручавший «Маски» в кепке (потому что снимается в роли Ленина), точно цитировал вождя, мило грассируя.
Вообще, «Русский роман» отмечен аж в трех номинациях: «Лучший спектакль», «Лучший драматург» (Мариус Ивашкявичус) и упомянутая «Лучшая женская роль». А вот «Лучшей мужской ролью» признан Гамлет в исполнении Даниила Козловского — его загар выглядел брутальным вызовом бледнолицему залу. Замечу, что новый спектакль Льва Додина «Гамлет» буквально расколол столичную публику ровно напополам, и не просто на «за» и «против», а радикально: «прекрасно» и «ужасно». Однако нельзя не признать, что это мастерская работа, которую, возможно, по-настоящему оценят со временем.
У «Русского романа» довольно сильные конкуренты в лице своих основных и давних соперников — питерских БДТ им. Товстоногова и Александринского театра. В результате БДТ со спектаклем «Гроза» отмечен за «Лучшую режиссуру» Андрея Могучего, что совершенно справедливо. А Александринка увезла две «Маски»: «Лучший художник» (Николай Рощин, спектакль «Ворон») и спецприз «За высокопрофессиональный актерский ансамбль» в спектакле «По ту сторону занавеса» (реж. Андрий Жолдак, малая форма, по пьесе Чехова «Три сестры»). Причем жюри единогласно в ансамбль включило актрису, которая не была почему-то номинирована, — таким образом объединены Игорь Волков, Виталий Коваленко и Елена Вожакина. В малой форме спецпризом за актерский ансамбль отмечены и «Три сестры» из Новосибирска в постановке Тимофея Кулябина — артисты замечательно играют чеховскую пьесу на языке слабослышащих людей.
«Лучшая мужская роль второго плана», доставшаяся Хольгеру Мюнценмайеру (спектакль «Жили-были»), уехала в крохотный городок Шарыпово Красноярского края, где всего 38 тысяч жителей. «Лучшая женская роль второго плана» отправилась с Еленой Немзер в Петербург, в Александринку (спектакль «Ворон»).
У кукольников вместо ответного слова эффектно прозвучало горловое пение артиста Александра Балсанова, признанный вместе с Анной Сомкиной лучшим в спектакле «Колино сочинение» (проект «КонтАрта» и «Кукольного формата» из Санкт-Петербурга). История тонкая, поставленная по книге Сергея Голышева «Мой сын — даун», где использованы стихи сына автора — Коли Голышева. Жаль только, сам Коля с родителями не дошли до сцены: спустились с бельэтажа, а дорогу к сцене не нашли.
Работа художника Виктора Антонова отмечена «Маской» за спектакль «Железо» (театр из Петрозаводска). «Лучшим режиссером кукольного спектакля» признана Наталья Пахомова из Московского театра кукол за спектакль «Сказка с закрытыми глазами: ежик в тумане».
В музыкальном театре такой расклад: «Лучший спектакль в оперетте/мюзикле» — «Биндюжник и король» Красноярского ТЮЗа, «Лучшая женская роль в мюзикле» — Соня из «Преступления и наказания» в исполнении Марии Биорк (Театр мюзикла у Швыдкого). «Лучший балетный спектакль» — «Ромео и Джульетта» (Театр оперы и балета, Екатеринбург). Номинация «Лучшая работа дирижера в балете» — у Павла Клиничева («Ундина», Большой театр), который не сомневался в собственной победе («Приятно идти на церемонию, зная, что тебя номинировали с тремя работами, и ты все равно выиграешь»). В современном танце «Маска» — у балета «Москва» за спектакль «Все пути ведут на Север». Номинацию «Лучший спектакль в опере» отдали «Роделинде» Большого театра, и за работу в ней же в качестве режиссера отмечен Ричард Джонс.
Весь в черном и кожаном, точно демон, Теодор Курентзис, приняв «Маску» за «Лучшую работу дирижера в опере», всех поздравил с Пасхой. И, пожалуй, это примирило победителей и проигравших.