Самому Ивановскому залу недавно исполнилось 101 год. Здание картинной галереи было построено в Староваганьковском переулке в 1915 году, и его почти сразу называть Ивановским, потому что там была выставлена огромная картина «Явление Христа народу» Александра Иванова. В 1925 году «Явление» перенесли в Третьяковскую галерею, а Ивановский зал во время войны стал столовой для сотрудников, потом в нем были склады, и, в конце концов, он оказался почти разрушен.
Дизайнерам пришлось решать и чисто практическую задачу – как продемонстрировать посетителям наиболее впечатлившие шедевры во всем их величии и полноте. Ведь под стеклом книгу можно открыть только на одной странице. И выход был найден. В зале установлены интерактивные мониторы, с помощью которых можно перелистать самые драгоценные книги. Дополнительно представлены комментарии специалистов, объясняющих, чем важна и интересна именно данная книга.
Сразу привлекает внимание «Библия. Комплютенская Полиглотта» (Алькала-де-Энарес, 1517) – первая многоязычная Библия (на еврейском, халдейском, греческом и латинском языках), которую по праву считают вершиной испанского типографского мастерства. Чтобы напечатать эту книгу, пришлось изготовить новые улучшенные литеры для набора текстов на латыни, греческом языке и иврите, причем греческие литеры считаются самыми красивыми из всех существующих резных аналогов.
Нельзя пройти мимо роскошно изданной «Королевской астрономии» Петера Апиана (Ингольштадт, 1540). Издание украшено гравюрами с изображениями астрономических инструментов и геометрических фигур, раскрашенными вручную подвижными кругами-таблицами. В книге много приборов, состоящих из нескольких вращающихся циферблатов. Текст представлен в виде песочных часов. Это даже не книга, а научно-вычислительный центр для наблюдения за небесными телами.
«Апостол» из типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца (1564) – первая точно датированная русская книга, важным элементом которой является Послесловие, где впервые помещены сведения о печатниках и целях издания. Эта Богослужебная книга с Посланиями апостолов в обтянутом кожей потертом переплете кажется живой и современной.
Совершенно необычна работа Эль Лисицкого «Индустрия социализма» (1935), посвященная VII Всероссийскому съезду Советов. Ее целью было показать «новое лицо СССР», с чем это пропагандистское издание справилось на ура как по форме, так и по содержанию.
– Здесь множество вкладышей, фотоиллюстраций, вклеек с текстом, окошек, коллажей, и даже есть лист с наклеенной натуральной тканью (возможно, кусок от юбки Лили Брик – подтверждения нигде нет, но легенда такова, – провела экскурсию для «МК» заместитель генерального директора по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко.
Невиданные панорамы гигантских строек и производств сопровождаются схемами и таблицами, а также подсказками типа «было – стало».
Очень интересны экзотические тибетские, персидские, арабские и еврейские книги со своим диковинным порядком чтения.
На втором этаже можно увидеть современные книги – лучшие работы дизайнеров, принимавших участие в создании выставочного проекта и имеющих награды крупнейших выставок. На стене демонстрируется фильм, в котором авторы говорят о своём пути к книжному дизайну. Прямая речь профессионалов позволяет увидеть книгу цельно, проследить, что менялось в книгах со временем, а что осталось неизменным до наших дней.
В библиотеке идет процесс оцифровки. Издания, свободные от авторского права, можно не только прочитать в открытом доступе, но скачать в PDF. Однако благодаря этой выставке у многих, наверное, изменится отношение к книге как к простому набору текстов, и в ней увидят произведение искусства и почувствуют, что книгу в эпоху электронной экспансии спасет ее красота.