В сентябре прошлого года в Концертном зале имени П.И.Чайковского отмечали Год кино и 125-летие со дня рождения Сергея Прокофьева. Тогда прозвучала оратория «Иван Грозный» под кадры из одноименного фильма Сергея Эйзенштейна. Многие пришли в тот вечер ради Алексея Петренко, который читал текст Сергея Эйзенштейна и стихи Владимира Луговского. За дирижерским пультом был Владимир Федосеев. С ним Петренко не раз выходил на одну сцену в разных городах страны и мира, читал стихи, исполнял вокально-симфонический цикл «Военные письма» Валерия Гаврилина. Европейская пресса сравнивала его исполнение с обвалом в Альпах. Возможно, тот сентябрьский концерт стал последним в жизни актера. В сопровождении Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского и хора Академии хорового искусства им. В.С. Попова Алексей Петренко с трудом уже читал текст, даже не поднимаясь из кресла, напоминавшего трон. Зрители перешептывались. Видно было, с каким трудом Петренко все дается. Он так перевоплощался, что становился похожим на Ивана Грозного.
В августе 2016 года на фестивале «Окно в Европу» в Выборге показали фрагменты полнометражной анимационной картины «Гофманиада» режиссера Станислава Соколова и художника Михаила Шемякина. Алексей Петренко озвучивал одного из самых непредсказуемых персонажей – Коппелиуса. Больше 10 лет рождался этот фильм. Скоро мы его увидим. А в Выборге показали еще и фильм о фильме Кевина Мак Нира, где воссоздана многострадальная история рождения «Гофманиады» , в том числе и процесс озвучания. Мы видим, как Алексей Петренко вживается в своего Коппелиуса, а потом Михаил Шемякин критикует его. Он все воспринимал в штыки.
Сам Алексей Петренко был самоедом. Что ему чужая критика, когда он вечно не доволен собой. Чего-то Петренко стыдился, вспоминая свои работы. Но роль не вырезать из фильма. Стеснялся, когда его превозносили и называли великим. Прежде чем согласиться на роль, он взвешивал свои силы – физические и духовные. Природу свою не насиловал. Но потом мог страдать из-за упущенных возможностей. Петренко был прекрасным чудаком. Жил в самом центре Москвы, но любил уединение, свой дом в Подмосковье, где занимался приготовлением кваса и медовухи, что-то мастерил. Когда был моложе, часто ездил в метро. Он постоянно напоминал себе о том, что жить нужно осторожно, тогда не так больно падать.
Алексей Петренко родился в крестьянской семье в селе Чемер Черниговской области. Прошел путь настоящего актера, все попробовал, прежде чем выйти на сцену. Работал он кузнецом, матросом, слесарем и пастухом. А потом отправился в Харьковское театральное училище, где его не сразу приметили. С третьего захода удалось поступить. Петренко не сразу попал на столичную сцену, работал в Запорожском музыкально-драматическом театре, Донецком русском театре. Больших ролей не давали. Театральный режиссер Игорь Владимиров пригласил его в Ленинград, в свой Театр им. Ленсовета. Тогда главной звездой в нем была жена Владимирова - Алиса Фрейндлих. Петренко оказался скитальцем, менял прописку и театры всю жизнь. Перебравшись в Москву, играл в Театре на Малой Бронной, МХАТе, «Школе драматического искусства» под руководством Анатолия Васильева. Встреча с Васильевым стала одной из главных для него. Он сыграл в легендарном его спектакле «Серсо». Но не сразу подписался на эту работу. На читке пьесы Виктора Славкина заснул. Но Васильев – настырный, уговорил сыграть в «Серсо». В «Школе современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза Петренко играл до самого последнего времени, но возможно самой главной его работой там стал спектакль «А чой-то ты во фраке?», где он перешел все привычные границы, смело экспериментировал, в том числе и со своей актерской природой.
Дебют в кино состоялся в 1967 году, когда Алексей Петренко снялся у одного из лучших ленфильмовских режиссеров Виктора Соколова в фильме «День солнца и дождя». Сыграл там фарцовщика – небольшую и не самую существенную роль. А ролью всей его жизни стал Григорий Распутин в «Агонии» Элема Климова, снятой в 1974 году, а потом отправленной на «полку». Зрители увидели картину только в 1981 году. Петренко был не очень известным артистом в то время, но кто-то Климову посоветовал его посмотреть. Роль Распутина давалась нелегко, хотя бы потому, что была первой большой его работой в кино. Элем Климов физически изнурял совсем не матерого артиста, но своего добился. Сыграл Алексей Петренко и Петра Великого в «Сказе про то, как царь Петр арапа женил» Александра Митты. Порубил бород на экране, помучил народ нововведениями, но сделал это лихо и весело. Петренко не раз проявлял щепетильность, отказываясь от ролей, от которых никто бы ни отказался на его месте. Того же Петра Великого в американском проекте не стал играть. Не захотел, чтобы тот говорил он по-английски. Петренко мог бы сыграть в фильме Алексей Германа «Хрусталев, машину!». Но были там сцены, которые он не смог принять. Теперь можно лишь предполагать, что это была сцена изнасилования в грузовике - одна из сильнейших в фильме. Предыдущий опыт работы с Германом в фильме «Двадцать дней без войны» не решил ничего в пользу новой работы. И Захара в «Нескольких днях из жизни И.И.Обломова» у Никиты Михалкова Петренко не сыграл, видел себя в роли Обломова. Иногда сожалел о своих отказах, как это было с ролью Счастливцева в «Лесе» Владимира Мотыля.
На исторических персонажей Петренко везло, а им на Петренко. Не раз он играл Сталина, не имея с ним ни внешнего, ни внутреннего сходства. В 1989 году его пригласил на эту роль Юрий Кара в свои «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» по роману Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». А потом последовала целая сталинская череда - двойника вождя народов в «Кооперативе «Политбюро» Михаила Пташука, в «Смерти Таирова», сериале «Вольф Мессинг», проекте Би-Би-Си «Вторая мировая война: За закрытыми дверями», где он говорил за кадром.
Алексея Васильевича бесконечно приглашали на роли генералов, хотя таковым он в жизни не был. Он сыграл Радлова в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова - персонажа кустодиевского типа, который знатно гулял на Девичьем поле, жевал стаканы, Егорова в картине «В августе 44-го…» Михаила Пташука – белорусского режиссера, которого очень ценил, Иволгина в «Идиоте» Владимира Бортко по Достоевскому. В жизни Петренко казался тихим и спокойным, покорным своим женам, а на экране вырывалось из него такое буйство красок, такое разгуляй поле и в то же время - неизбывная русская грусть. Петренко был разным, достаточно вспомнить его Кнурова в «Жестоком романсе» Рязанова и сдержанного директора школы в «Ключе без права передачи» Динары Асановой.
От работы с Михалковым он отказался только однажды, а потом снимался не только в «Сибирском цирюльнике», но и в «12», где его герой-метростроевец оказался в числе присяжных и решал, как поступить с чеченским парнем то ли убившем, то ли нет, своего приемного отца и российского офицера. Петренко даже в «Елках 2» снимался, где его немолодой герой мечтал встретиться на Красной площади с давней возлюбленной. Одна из последних значимых его ролей – у Сергея Снежкина в картине «Похороните меня за плинтусом». Петренко фактически сыграл советского актера Всеволода Санаева, потому как все построено было на автобиографических воспоминаниях автора книги Павла Санаева, ставшей основой сценария.
Алексей Петренко всегда любил петь. У него был богатый репертуар украинских песен. Он говорил, что выступлений с симфоническим оркестром ему в конце жизни было бы достаточно. Он считал, что пора отходить от актерской профессии, успеть сделать главное и отмолить грехи. Долгие годы во всех делах поддерживала Алексея Васильевича его жена - известный журналист Галина Петровна Кожухова. А когда ее не стало, Петренко неожиданно для всех женился в третий раз. Было ему тогда 72 года. Новую избранницу встретил в Киргизии, венчался с ней в Свято-Никольском храме на Иссык-Куле. Пришел на собственную свадьбу в национальном киргизском чапане и чалме. Это был настоящий театр. А его жена Азима надела украинский костюм, чтобы подчеркнуть, откуда родом ее муж. Такой он был человек – смелый и спонтанный. То, чего от него не ожидали, вдруг становилось реальностью и убеждало в верности именно такого выбора.
Читайте также: «Наталья Бондарчук: "Петренко входил в мир, как странный человек"»