После декабрьского теракта на рождественском базаре ввели повышенные меры безопасности. Теперь к фестивальному дворцу не подъехать на машине или на такси. Доступ имеют только фестивальные автомобили. Берлинале поддержал также экологическую инициативу. За три дня до его открытия аккредитованным журналистам разослали письма, сообщающие о том, что, если хочешь выпить кофе из бумажного стаканчика, плати 2 евро или приноси посуду с собой. В этом чувствуется и немецкая бережливость. Все фестивали вступили в режим экономии.
Жюри возглавил легендарный голландский режиссер Пол Верховен. В день открытия фестиваля он заверил журналистов, что в своих оценках не станет руководствоваться политическими соображениями и будет рассматривать фильмы исключительно с художественной точки зрения. Ему предстоит посмотреть 18 конкурсных картин. Среди них работы классиков: «След зверя» польского режиссера Агнешки Холланд — о немолодой женщине, которая ищет убийцу; «Возвращение в Монток» немецкого классика Фолькера Шлендорфа по произведению Макса Фриша со Стелланом Скарсгардтом и Ниной Хосс в главных ролях. Самый знаменитый финский кинематографист Аки Каурисмяки приедет с картиной «Обратная сторона надежды» — о сирийском беженце, которого судьба забросила в Финляндию и свела с продавцом галстуков. Румынский режиссер Кэлин Питер Нецер, обладатель «Золотого медведя» 2013 года за фильм «Поза ребенка», представит картину совместного производства Румынии, Франции и Германии «Ана, моя любовь»; а чилиец Себастьян Лелио — «Фантастическую женщину». В «Фелисите» Ален Гомис расскажет о жительнице Конго — исполнительнице народных песен и матери, спасающей сына, которому должны ампутировать ногу. Орен Моверман экранизировал роман Германа Коха «Ужин» с Ричардом Гиром в главной роли. Единственная в конкурсе анимационная картина — «Хорошего дня!» китайского режиссера Лю Цзяня — затрагивает проблему экономического кризиса. От документалистов представлен «Бойс» немецкого режиссера Андреша Вайеля — о художнике Йозефе Бойсе.
Российских фильмов в основном конкурсе нет. Но вот британскую картину «Вечеринка» Салли Поттер снял российский оператор Алексей Родионов, знакомый зрителям по фильмам «Противостояние» и «Адмиралъ». В «Панораме» представлены российско-грузинские «Заложники» Резо Гигинеишвили, отсылающие к реальным событиям 1983 года, когда была совершена попытка угона самолета Ту‑134. События происходят уже в 1990 году: родители разыскивают могилы своих детей, приговоренных к смертной казни, при этом надеясь, что приговор не привели в исполнение.
«Реквием для миссис Джей» сербского режиссера Бояна Вулетича тоже покажут в «Панораме». В его производстве приняли участие Сербия, Болгария, Македония и от России продюсер Александр Роднянский. Она тоже об экономическом кризисе, который ощущает на себе 50‑летняя сербская женщина, готовая к самоубийству. Главную роль сыграла балканская актриса Миряна Кранович, постоянно снимающаяся у Эмира Кустурицы.
В субботу состоится премьера документального фильма «Процесс» об Олеге Сенцове, который снял российский режиссер Аскольд Куров. Россия к его созданию не имеет отношения. Это копродукция Эстонии, Польши и Чехии. В секции «Поколение» участвует короткометражка «Молоко» Дарьи Власовой, где в городской квартире, расположенной на 14‑м этаже, появляется корова. У нее складываются особые отношения с хозяином, роль которого сыграл Игорь Ясулович. Российское присутствие есть и во внеконкурсной программе NATIVe Berlinale, где покажут кино арктических стран. У зрителей будет возможность узнать о жизни народов Якутии и Чукотки. Свою картину «Книга тундры. Повесть о Вуквукае — маленьком камне» представит документалист Алексей Вахрушев, родившийся на Чукотке. «24 снега» сняты москвичом Михаилом Барыниным и якутскими кинематографистами во главе с продюсером Егором Макаровым, основным занятием которого является ресторанный бизнес в родном Якутске. «Бог Дьосогой» Сергея Потапова посвящен якутскому празднику возрождения природы. Короткометражку «Мальчик и озеро» снял якутский краевед и учитель одной из школ Хангаласского улуса Прокопий Ноговицын по произведениям П.Ойунского.