Выставка «Roma. Aeterna. Шедевры пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» идет уже давно — из-за популярности ее продлили. Как заранее сообщили на официальном сайте Третьяковки, 10 февраля была организована «живая» продажа билетов — всего на один день, причем выдавать планировалось строго ограниченное количество: не больше четырех штук в одни руки, да и каждый билет именной. Организаторы объясняют такие жесткие условия вынужденной мерой: зал вмещает ограниченное число человек, а толпа шедеврам навредит. Однако на официальном сайте галереи не было никакого предупреждения о сюрпризе — номерных талонах на приобретение билетов, которые выдавали выстроившимся в очередь. И уже только с этими талонами пускали в кассу.
Эти талоны начали выдавать раньше, чем официально открылась касса. Продажа билетов стартовала в десять утра, а номерки люди получили уже в семь, восемь или девять часов. Речь идет о тех, кто приехал занимать очередь — по старой национальной привычке — сильно заранее, кто не против был мерзнуть несколько часов на морозе ради сокровенного талончика «На Ватикан». Всего раздали 600 счастливых билетиков — каждый из них дает право на покупку четырех билетов.
— На самом деле никакой разницы нет. Даже если бы мы начали выдавать талоны ровно в 10.00, их все равно получили бы те же самые люди, которые стояли в очереди первыми. Поэтому возмущаться не стоит, — объяснила сотрудница галереи, вышедшая поговорить с рассерженными горожанами. Всех, кто составлял «хвост», она призвала ехать домой и не мерзнуть зря, а билеты покупать на сайте — там продажа откроется 17 февраля.
Тем, кто приехал в очередь в половине одиннадцатого и позднее, «ловить» было уже нечего. Официально. На практике же на Крымском Валу сразу же мобилизовались те, без кого не обходится ни одна бессмысленная и беспощадная русская очередь — перекупщики. Причем продавали они — в лучших традициях ушедшей эпохи — места в очереди (то есть талоны), а не сам товар.
Пообщаться с ними лично — приманив на вопрос, не найдется ли лишнего талончика, — корреспондентам «МК» не удалось. Однако один из мужчин, проходивших к кассам с вожделенным талоном, признался, что «купил его у девушки в вязаной шапке у ворот». Правда, цену назвать отказался.
— Они действительно развернули целый бизнес, — рассказала «МК» молодая девушка, представившаяся Татьяной. — Когда я шла сюда, меня еще на Крымском Валу перехватили два парня. По виду — чисто братки! Прочитали лекцию о том, что я зря иду, что билеты кончатся раньше... Предложили «помочь» за 2200 рублей. Я отказалась — из принципа, ну и потому, что дороговата для меня такая помощь.
Не растерялись и «настоящие» спекулянты — на популярном сайте продаж «из рук в руки» уже можно найти билеты за 1250 рублей. Объявление с пометкой «есть четыре штуки» — значит, честно купленные по талончику?.. Напомним, что в кассе цена составляет 500 рублей.
— Чего вы от нас хотите? Ну давайте обратимся к Папе Римскому, пусть он рассудит и предложит, как сделать так, чтобы все успели? — в шутку отозвался охранник, стараясь утихомирить толпу.
Толпа шутку не поняла.
— Да, давайте к Папе! Пусть к Папе! Пусть будет справедливо!
Хотя происходящим недовольны не все.
— Дорогие дамы, ну это просто естественный отбор. Я приехал в двадцать минут десятого, получил талон — трехсотый номер, не последний — и уже успел купить билеты себе и жене. Кто-то не успел, значит, не подстраховался даже на столько. Я же не ночевал здесь. Ну а что вы предлагаете? — развел руками, обращаясь к недовольным дамам, мужчина средних лет в старомодных очках.
Директор по развитию Третьяковской галереи Татьяна Мрдуляш заверила «МК», что ситуация непростая, но ее контролируют:
— Система с выдачей номерков была специально придумана, чтобы не создавать давку и дисциплинировать очередь. Это ведь нормальная практика в современном мире: в банке или в госучреждении — выдаются номерки. Так не возникает стрессовой ситуации. Да, мы начали работать заранее, потому что знаем — к десяти часам под дверьми Третьяковки собирается очередь, мы хотели это предотвратить. Выдали столько талонов, сколько человек могут спокойно обслужить наши кассы. Так должна быть гарантия, что никто не сможет пролезть вне очереди. И люди видят: те, кто пришел раньше, получили номерки раньше. Те, кто позже, могли не успеть.
— Но ведь это могло спровоцировать и работу перекупщиков-спекулянтов? Люди жаловались на это...
— Да, к сожалению, мы знаем, что у нас есть перекупщики. Некоторых из них мы даже знаем в лицо. Кстати, этих людей мы сегодня не видели. Если люди сообщают, что промышляют спекулянты, мы вместе с охраной идем пресекать их деятельность. Да, мы не можем ничего с этим сделать — да, люди перепродают свое место в очереди, да, это устоявшаяся практика в нашей стране. По мере возможности пресекаем, но не можем контролировать ситуацию полностью.