После этих слов вспоминается хрестоматийная картина Александра Герасимова. На выставке предстанет почти весь цвет «шестидесятников»: Оскар Рабин, Эрик Булатов, Эрнст Неизвестный, Гелий Коржев, Юрий Пименов, Александр Дейнека, Илья Кабаков, Таир Салахов, Владимир Немухин, Анатолий Зверев, Вадим Сидур… В общем, художники всякие: массовые и элитарные, конформисты и нонконформисты…
Так что от проекта не пахнёт предвзятостью или конъюнктурностью. Хотя, судя по интернет-форумам, такие мысли многим закрались в голову после новости о параллельном открытии в Москве сразу трех выставок про «оттепель» (в музее Москвы и ГМИИ им. Пушкина). Директор галереи Зельфира Трегулова убеждает, что ни о каком госзаказе не может идти и речи:
— Трудно поверить, но проекты возникли независимо друг от друга. Галерея задумала выставку еще пять лет назад, до моего прихода. Тогда я участвовала в подготовке выставки, которая откроется в ГМИИ. Музеи одновременно почувствовали веяние времени и возможность проанализировать эпоху, совпадающую с нашей по проблематике. По количеству открытий правомернее сравнивать ее с Возрождением. В «оттепель» тоже случился всплеск достижений, в том числе в области модернизма. Неслучайно выставка пройдет в модернистском здании, архитектура которого соответствует его содержанию.
За дизайн экспозиции отвечает заметный архитектор Владимир Плоткин. Он отразил в проекте типологические черты архитектуры того времени: массовую застройку и городские форумы. На деле это выглядит так: десятки одинаковых черно-белых стендов концентрируются по диагонали к центральной площади. Оттуда видны фрагменты каждого тематического раздела. Их — семь: «Разговор с отцом», «Лучший город Земли», «Международные отношения», «Новый быт», «Освоение», «Атом — космос», «В коммунизм!».
— В духе выбранного времени мы сделали архитектурную модель по принципу демократии, — объясняет куратор выставки Кирилл Светляков, — поэтому на равных предстают живопись, графика, скульптура, архитектура, даже пылесос… При этом берем не количеством предметов, а качеством вытягивания из них идеи. Так что музей не превращается в барахолку. Даже несмотря на огромное количество экранов, которые крутят художественное и документальное кино, в пространстве остается место для свободного диалога — основной черты «оттепели».
Неслучайно проект оделся в два цвета — черный и белый. Этот выбор, как и скульптура Хрущева работы Неизвестного, четко передает дуализм личностей, происходящего и эпохи в целом. В ч/б сделаны и экспозиция, и стильный каталог (эксперты пророчат ему звание лучшего музейного издания года), и ролик, который представит экспозицию на просторах Интернета.
— Вдохновляет само название «Лицом к будущему», вынесенное на плакат выставки, — признается автор сценария ролика, кинорежиссер Алексей Попогребский. — Для меня «оттепель» — не столько материальная культура, сколько невероятные глаза: Самойловой, Малявиной, Варлей, Михалкова, который шагал по Москве… Это то, что нельзя примерить в качестве костюма на артиста и выпустить его в кадр. Не такими глазами мы смотрим на сегодня, на будущее, прошлое. Мы создали не визуальную кальку, а обобщенный слепок времени. Он заражает зрителей чувством, настроением и влюбленностью той эпохи.