За главную награду «Тигр» и ее весомое денежное подкрепление в 40 тысяч евро будут соревноваться 8 картин - из Испании, Бразилии, Израиля, США, Болгарии, Индии, Чили, Голландии. Жюри также вручит спецприз и 10 тысяч евро кому-то из своих фаворитов. Уже второй год у фестиваля новый директор – 47-летний голландского продюсер Беро Бейера. Он руководствуется тем, что лучше меньше да лучше, потому и сократил главный конкурс до восьми картин. В фокусе фестиваля - как всегда авторское, экспериментальное кино, которое у нас почти исчезло, первые и вторые работы молодых режиссеров.
Мастер-классы дадут режиссеры с мировыми именами: Оливье Ассаяс из Франции, британка Андреа Арнольд, венгерский классик Бела Тарр. В рамках кинорынка копродукции «Роттердам-Берлин Экспресс» представит свой новый проект «Подброс» Иван Твердовский-младший. Его герой – современный молодой человек из Москвы, живущий с матерью. У него редкая болезнь, и совсем недавно он покинул психиатрическую клинику. В режиссерских заметках Иван говорит о том, что это история – портрет современной генерации 20-25-летних ребят, которые пытаются найти свое место в обществе. Он также расскажет о феномене России – мальчике, воспитанном матерью без отца. Продюсером проекта стала Наталья Мокрицкая, с которой они вместе сделали «Класс коррекции» и «Зоологию». И теперь они участвуют в рынке копродукции с целью найти зарубежных партнеров для реализации своего нового проекта.
В короткометражный конкурс Роттердама наши картины попадают редко. Одна из тех, что вошла в него в этом году, "Последние дни Ленинграда", снята на русском языке и произведена Швецией и Россией. Ее режиссер Мария Ценнстрем – писатель и критик, автор радиопьес. Когда-то она училась в Москве во ВГИКе, была также студенткой выдающегося театрального режиссера Анатолия Васильева. А потом вернулась на родину в Швецию. Свой предыдущий фильм она сняла в 1987 году. Героиня новой 28-минутной картины, сидя на советской кухне перед стеклянной бутылкой молока, произносит слова: «Я уезжаю в страну, где родилась. Но настоящая жизнь здесь».
В короткометражном конкурсе также представлен 25-минутный фильм «Святый боже» Владлены Санду. Она – автор сценария, режиссер, оператор, монтажер в одном лице. Продюсером фильма, сделанного при поддержке Министерства культуры РФ, стал Алексей Учитель. Это фильм-автопортрет, который молодой режиссер сопроводила словами: «В 1998 году на нашу семью было совершено вооруженное нападение. Нам удалось спастись, и мы покинули Грозный. Мы все время об этом молчали». .
Мы поговорили с Владленой Санду накануне роттердамского показа.
- Каким образом вы попали в конкурс?
- Студия «Рок», которую возглавляет Алексей Учитель, подала заявку на фестиваль. А потом нам сообщили, что картина в конкурсе. Алексей Ефимович - мой учитель во ВГИКе. В 2016 году я закончила его курс.
- Вы сняли автобиографический фильм, связанный с историей вашей семьи?
- Картина откровенная. Рассказать что-то помимо ее содержания мне трудно. Для того чтобы иметь возможность говорить о том, что в ней есть, потребовалось двадцать лет. Столько времени мне понадобилось, чтобы прийти к той свободе и тому взгляду, которые отражены в фильме. Это документальная картина, где участвую я, потому что она автобиографическая, и мои родственники. Это история моей семьи. В кадре я и моя бабушка.
- На сайте фестиваля упоминается имя Владимира Путина.
- Там про Путина написано? Хотя это правда, Владимир Владимирович там есть. Не как персонаж.
- На курс Алексея Учителя вы поступили после школы?
- Нет, я на тот момент уже имела образование. Мне было 27 лет. Мы с семьей в 1998 году перебрались в Россию из Грозного, потом был еще длинный путь. А в 2011 году я поступила к Алексею Ефимовичу.
- Вы говорите, что перебрались в Россию. Но Грозный ведь тоже – Россия.
- В последний раз я была в Чеченской республике чуть больше года назад. Считаю, что это государство в государстве и на сегодняшний день, и тогда, когда разворачивались все события, и к власти пришел человек, заявивший, что Чечня выходит из состава России, что это республика Ичкерия. Мы какое-то время в ней жили. Когда разворачиваются военные действия, и непонятно, кто за кого воюет, когда Россия направляет войска и воюет против себя, тогда есть определенная позиция: мы и они. К вам домой приходят русские войска. Конкретно к вам домой. Конкретно разрушают ваш дом. Конкретно бомбят вашу школу и ваших близких. И вы имеете к этому определенное отношение. После этого ты приезжаешь в Россию, и сталкиваешься совершенно с другой культурой.