Только не надо вот прямо тут заплевывать меня снобистской желчью: мол, нашел с кем сравнивать, с дубу рухнул, музыковед! Конечно, если бы программа этого шоу, приуроченного к выходу нового альбома «Миллиметры», состояла исключительно из наиболее раскрученных и легоньких поп-шлягеров певицы, то упреки были бы скорее обоснованны. Она, как и многие на нашей поп-сцене, не избежала участи жертвы т.н. радиоформата, когда надо ублажать современных божков — программных директоров. А у них, треклятых, только один интерес, с музыкой и творчеством, как правило, не связанный, — чистоган и нажива, которые зависят от рейтинга, индекса массового потребления, стоимости акций на медийной бирже и т.д. и т.п. Поэтому и у Зары поп-шаблон средней руки, к сожалению, занимает некоторую часть репертуара и, конечно, совершенно не раскрывает всего диапазона и потенциала артистки.
Однако, к счастью, у Зары есть и другая сторона, не так чтобы неизвестная, но и не сильно раскрученная, хотя публичную карьеру она начала еще в 12 лет, став финалисткой суперпопулярного в 90-е телеконкурса «Утренняя звезда». Не зря композитор и продюсер Виктор Дробыш на своей «Фабрике звезд» в 2007-м положил глаз на юную певицу из Санкт-Петербурга, а глаз, как и профессиональное чутье, у г-на Дробыша наметан безупречно — это факт. И Зара сумела избежать «фабричного» проклятия, когда даже яркие победители растворялись в забвении, шаг за шагом завоевывала свою территорию и авторитет на сцене. Выпускала клипы, радиотреки, участвовала в больших сборных гала, редко, но выходила к публике с сольными концертами в престижных залах вроде БКЗ «Октябрьский» в Петербурге или Театре оперетты в Москве, где удивляла людей, пришедших поглазеть на очередную старлетку из «ящика», неожиданной глубиной и драматизмом творчества.
Откровением на одном из серийных телешоу как-то стал невероятный по пронзительности, эмоциональному накалу и органике дуэт с Дмитрием Певцовым, когда артисты соединили в одном номере две народные песни — русскую «Степь широкую» и армянскую «Дле Яман»… И подзабытый с тех пор номер вызвал на кремлевской премьере форменный фурор, будто неожиданное откровение снизошло со сцены к зрителям.
Однако список фуроров на этом первом в жизни Зары кремлевском концерте не исчерпался. Роскошный итальянский тенор Андреа Бочелли под занавес этого чувственного спектакля спел с артисткой три дуэта подряд! Из которых два — его же мировые хиты The Prayer и Time To Say Goodbye, исполненные прежде с Селин Дион и Сарой Брайтман, а также совершенно новая La Grande Storia. Песню, давно сочиненную для маэстро, он держал в запасе, пока, стало быть, не появилась на его жизненном пути наша Зара. И в Кремле, получается, произошла еще и мировая премьера новой песни блистательного маэстро-тенора и его российской визави.
Зал искупал, конечно, гранда и его «грандессу» громкой овацией и заинтригованно развесил уши, чтобы выслушать душещипательную историю Принца и Золушки. А «принц» был краток: мы случайно, говорит, познакомились с Зарой на вечере у наших общих друзей… Ну ясно — не на сайте же знакомств забили стрелку… «Я был покорен, когда услышал ее прекрасный голос, в котором было столько удивительных и ярких красок, настоящего чувства», — объяснил г-н Бочелли. В общем, полюбил маэстро нашу Зару именно ушами, и растроганный зал вновь взорвался неуемной овацией. Наверное, не о каждом, кто даже на очень короткой дружеской ноге встречался на жизненном и творческом пути тенора, он бы расщедрился такой комплиментарной, но в то же время и обязывающей характеристикой. Так что Каллас — не Каллас, а артистка хороша…
Впрочем, зрители уже были готовы к такой характеристике из уст мирового музыкального авторитета, поскольку два часа кряду внимали происходящему, с удивлением обнаруживая, что Зара забрела в какие-то совершенно странные по меркам актуального российского шоу-бизнеса дебри. Режиссер-виртуоз Андрей Голубев выстроил, разумеется, достойную Кремлевского дворца сценографию, но главным в этом шоу оказались не расписные «виньетки ложной сути», как принято сейчас на разномастных «шоу мирового уровня» местного розлива, а драматургия даже не концерта, а драматического музыкального спектакля.
В этом действе Зара блистала не только вокально. Сказать «артистически» было бы в данном случае пошло, поскольку певица не играла, а просто жила эмоциями каждого сочинения. А так как заложенные авторами эмоции часто зашкаливали, то и Зара пребывала практически все время на грани нервного срыва. И кульминацией стали слезы, хлынувшие, как ни пыталась она их сдержать, из глаз взволнованной певицы в «Балладе о матери», хрестоматийной песне-шедевре Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева. Растроганный зал всхлипывал в унисон.
Давние романсы из популярных кинофильмов, пронзительный «Прерванный полет» Высоцкого, баллада «Я не могу без тебя жить», написанная для певицы Олегом Газмановым, которая и сама могла бы стать саундтреком к хорошему кино, бесподобная вариация на тему классики французской эстрады с цитатами Эдит Пиаф и Шарля Азнавура на отменном французском… Весь этот шарман, вроде бы и не первой свежести, но преподнесенный крайне свежо и оригинально, по сути, и сделал весь концерт Зары, а уже актуальные шлягеры да хиты, в том числе в дуэтах с такими мегазвездами, как Николай Басков и Стас Михайлов, выглядели скорее милыми, чем обязательными аксессуарами на богатом творческом наряде драматической певицы с выразительным и самобытным голосом.
Министр культуры Владимир Мединский разбавил концерт неожиданной радостью: зачитал со сцены указ президента о присуждении певице звания заслуженной артистки. Принес грамоту с подписью и попытался «изящно», в чиновничьем, конечно, понимании, пошутить: мол, за значком (или чем-то там еще) явитесь лично в Министерство культуры, заберете под подпись. Хохотал. Разве только не вспомнил старый анекдот про «алло, это прачечная?»…
Но, как бы там ни было, а заслуженная — со званием или без — артистка Зара оказалась, таким образом, еще и первой из «фабрикантов», кого «посчитали» на высоком государственном уровне.