На днях составители Оксфордского словаря признали слово «пост-правда», уже более десяти лет назад появившееся в политическом обиходе (срок, необходимый для признания, что слово прижилось), словом 2017 года. По их мнению, сейчас все чаще складываются обстоятельства, в которых объективные факты гораздо меньше влияют на формирование публичного мнения, чем эмоции или личные убеждения. Иначе говоря, правда уже мало кому нужна, и, главное, человека с помощью хорошо отработанных технологий легко убедить, что она ему действительно не нужна.
Как сказал еще один отечественный классик: «Правда хорошо, а счастье лучше». Теперь уже практически каждый может позволить себе считать правдой только то, что ему нравится. А если есть под рукой Интернет, то и донести эту правду до народа.
Свежий пример — с господином Улюкаевым, до недавнего времени являвшимся министром экономического развития Российской Федерации. Когда весной появилась информация о его причастности к панамским офшорам, это не было признано правдой. Хотя бы судя по тому, что он не лишился министерского поста как чиновник, который находится на государственной службе, а не курсирует, как какой-нибудь корабль или нефтедобывающая платформа, под панамским флагом.
Но буквально на днях министр был заключен под домашний арест за коррупцию, и это многие не могут принять как правду, хотя тот был взят с поличным при получении крупной взятки. Но пост-правда в данном случае состоит в том, что всех крупных чиновников в народе априори считают коррупционерами.
В гастрономе, например, главными носителями пост-правды в настоящий момент являются пальмовое масло и генно-модифицированные образования. Правду о том, что содержится в поглощаемых нами продуктах, найти практически невозможно, иначе в супермаркет надо идти, как в разведку, прихватив с собой дозиметр, нитрат-тестер, а еще лучше — представителя Росконтроля или какой-нибудь другой независимой общественной организации по контролю качества продукции.
Хотя если зайти на сайты некоторых общественных организаций, то там можно прочитать весьма нелицеприятные высказывания о продажности народных контролеров, которые за те же взятки готовы манипулировать общественным мнением по поводу достоинств и недостатков колбасы или сметаны разных фирм-производителей.
Пока искатели правды яростно дискутируют между собой, производители каких-нибудь йогуртов «с натуральными ягодками», вместо которых — красители, ароматизаторы и усилители вкуса, ведут рекламу по продвижению пост-правды. Они прекрасно знают, как эффективна агрессивная реклама, потому что личные убеждения важнее реальности, а усилители вкуса с гарантией сформируют устойчивую зависимость именно от этого йогурта.
Поэтому следующий этап развития человечества будет связан с тем, кто научится наиболее эффективно транслировать пост-правду по нужным адресам. Ведь сейчас с одинаковой степенью вероятности можно купить продукты, которые непригодны в пищу как из-за производства, так и из-за неправильного хранения. А если правду будут перепостить, говоря интернет-языком, прокуроры, следователи и судьи, то она, как показывает практика, тоже может разительно меняться.
Так что словом следующего десятилетия в Оксфордском словаре вполне может стать «перепост-правда».
Осенило
∎ Работа тем более невыносима, если с нее нечего вынести.
∎ Мужчины — проблемы лишь для глупых женщин, для умных же они — решение проблем.
∎ Наши врачи не только здоровы, но и живут богато, ибо бедным людям они не позволяют болеть, а богатым — выздоравливать.
∎ Чтоб не заводить врагов, не разводи друзей.
∎ Далеко не каждый из нас — дурак. Но близко лучше не подходить.
∎ Выйти из себя редко удается в нужную сторону.