Его участники - это всегда лучшие танцовщики планеты, элита мирового балетного искусства. И чтобы превзойти, например, концерт показанный в Кремле в прошлом году (а тогда здесь участвовали труппы Бежара и Эйфмана, международная мега звезда Роберто Болле и др.) надо было очень постараться… Но и на этот раз организатор проекта фонд Владимира Винокура «В поддержку культуры и искусства» сделал программу практически не уступающую предшествующей.
Kremlin Gala режиссер Сергей Филин по обыкновению построил в чередовании классических и современных номеров, с явным стремлением придать некий баланс классики и современности. Из классики был тут и Grand pas d`action из балета «Баядерка» в отличном исполнении звезд английского Королевского балета Марианелы Нуньес и Вадима Мунтагирова, был и Grand pas d`ensemble из балета «Талисман» (в редакции Василия Медведева), в котором изображая Бога ветра Вайю отчаянно и впечатляюще трюкачил Иван Васильев затмевая свою вполне прилично справившуюся с партией Нирити партнершу, приму Государственного балета Берлина Яну Саленко. Надо сказать, что оба фрагмента смотрелись не отрывками из спектаклей, как нередко это бывает на гала-концертах такого формата, а как полноценные картины в роскошном оформлении 3D проекций, заменяющих декорации и в сопровождении кордебалета.
Было в классической составляющей вечера и приписанное устроителями Мариусу Петипа па-де-де из «Корсара» роскошно станцованное примой Американского балетного театра и Балета Сан-Франциско Марией Кочетковой и ведущим солистом Большого Игорем Цвирко, и неизменный фокинский «Лебедь» в интересной интерпретации звезды Большого театра Ольги Смирновой.
Однако, как всегда, обожаемая публикой классика, не смотря на высочайшее качество её исполнения, отдавала на концерте явный приоритет самой жгучей современности. Причем такой современности, которую и не видывал, весьма пресыщенный и избалованный новинками московский балетный зритель.
7 российских и мировых премьер в общей сложности было представлено на нынешнем гала-концерте. Даже адажио из балета «Щелкунчик» было показано в современной модификации Жан-Кристофа Майо (у него этот балет называется «Щелкунчик-труппа») в захватывающем исполнении Ольги Смирновой и Артема Овчаренко. Хореограф из Монте-Карло, взявший за идею (позаимствовав её у Прельжокажа) роденовский поцелуй, просто влюбился в эту пару из Большого театра, переработав для них и свой балет.
Но главной приманкой Kremlin Gala стала конечно культовая танцовщица последнего двадцатилетия и лучшая на сегодня балерина мира Люсия Лакарра. Из-за разногласий с новым худруком Игорем Зеленским покинув недавно Баварскую оперу на гала-концерте она представляла Дормунд балет и Компанию Рассела Малифанта.
Удивительным свойством этой совершенно исключительной как в техническом, так и в актерском плане балерины является то, что даже весьма вторичные в хореографическом отношении номера, она своим исполнением превращает в чистое золото… Что она с успехом и продемонстрировала на гала –концерте с неизвестным для московского зрителя адажио из балета «Дама с камелиями» в хореографии Вала Канипароли (как нам пояснил её муж и партнер Марлон Дино после концерта, танцевать хореографию Джона Ноймайера из «Дамы с камелиями» балерина теперь может только в полноценном спектакле, и не может показывать фрагменты в гала-концертах).
Ну а танцуя хореографию Рассела Малифанта (номер «Поворот по спирали»), с экспериментами которого работая в его компании г-жа Лакарра соприкоснулась в плотную, она даже превзошла такую выдающуюся балерину современности как Сильви Гиллем, сотрудничество которой с этим хореографом у многих в памяти.
Несомненной удачей концерта назовем и номер «Цветы на воде», который исполнили артисты труппы «Театрхаус Готье Дэнс» Маурус Готье и Гараци Перес Олорис. За него организаторам концерта нужно поставить отдельные десять балов. Ведь и сам номер, и поставивший его хореограф По Ченг Цай - несомненное открытие Kremlin Gala. Настояла на нем дочь генерального продюсера фонда Анастасия Винокур, как танцовщица, совершенно правильно оценившая его перспективы. Исходя из известной цитаты Иржи Килиана из балета «Шесть танцев» и творчески развив её, тайваньский хореограф представил перед зрителем настоящую гендерную вакханалию… Как и у Килиана здесь танцовщица восседая на закрытом её пачкой партнере сначала оказывается балериной гигантского роста с мужскими ногами, премило бегающей по сцене, а затем разделившись наконец на двое (и он и она оказываются в результате в балетных пачках) танцовщики резвятся, кто во что горазд, задирая свои кринолины, вихляя бедрами и чреслами, и испытывая на толерантность «кремлевскую» аудиторию. Наша публика не только не смутилась шалостями хореографа, но юмор оценила, искренне повеселилась и устроила артистам самый горячий прием.
Сам же Эрик Готье, ультрамодный современный хореограф и основатель этой труппы, тоже сделал зрителям роскошный подарок. Специально для Kremlin Gala в продолжении популярного номера «Балет 101», показанного на кремлевском концерте в позапрошлый раз он создал новинку – «Балет 102», где уже не один танцовщик, как это было раньше, а целая балетная пара под команды хореографа забавно исполняет сначала в последовательности от 1 до 100, а потом моделируя их в произвольном порядке (под командой 70 притаилась, например, поза изображающая оргазм) искрометные па.
На редкость хорошо составленный концерт подпортила только одна-новинка. Слегка приправленные юмором (в том месте когда двух танцовщиков подвесили над сценой на веревках – будто они спускаются с парашюта) примитивные хореографические этюды в номере Ивана Васильева «Парашютисты», были чистейшим «детским лепетом на лужайке» (причем зеленая лужайка в самом деле изображалась и на видео-заднике), за которые можно было испытать острое чувство неловкости. Но и эту неловкость сглаживало участие в Kremlin Gala Ивана Васильева как выдающегося танцовщика, буквально поразившего зрителей своими прыжками в «Талисмане».
Отдельное спасибо надо сказать организаторам за возрождение номера Антона Долина «Variations for four» (созданного для Лондонского Фестивального балета в 1957 году), который когда-то исполняли такие танцовщики как Эрик Брун, Хулио Бокка, Владимир Малахов….
- Очень много усилий мы потратили на последний номер вечера «Вариации для четверых», являющийся российской премьерой и восстановленный специально для Kremlin Gala – рассказал мне после спектакля исполнительный продюсер концерта Михаил Шейнин. - Сначала у нас была идея взять четверых артистов Большого театра, чтобы иметь время на репетиции и правильно, красиво и хорошо это сделать. Но потом мы решили, что гораздо интересней будет, если этот номер станцуют артисты из разных театров. Ведь это сложная задача, объединить в одном номере сильнейших танцовщиков мира… А чем сложнее, как известно, тем интересней. И в результате в этом номере у нас танцевали артисты из Большого и Мариинского театров, Ковент-Гардена и Берлина. Как это получилось судить конечно зрителям….
Что ж, судя по неистовой реакции зрительного зала, «Variations for four» публика оценила. В вариациях, отождествляемых четырьмя танцовщиками (Вадим Мунтагиров, Мариан Вальтер, Тимур Аскеров, Семен Чудин) с четырьмя стихиями – Землей, Водой, Огнем и Воздухом, первой скрипкой был премьер Большого театра Семен Чудин. Точность и красота исполнения, филигранные заноски, прыжки по кругу, выделяли его из других, впрочем, тоже первоклассных танцовщиков, лучших на сегодня в классическом танце.